|
||||
БИЗНЕС-ШКОЛА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ | ||||
УПРАВЛЕНИЕ |
ПРАВО
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ |
Теория бухгалтерского учета | Бухгалтерский финансовый учет | БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ | Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету |
Основные материалы по курсу: Бухгалтерский учет в банках
|
В целях реализации требований Банка России по учету основных средств, нематериальных активов и материальных запасов кредитная организация должна установить основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, нематериальных активах, материальных запасах и порядок их бухгалтерского учета, которые должны обеспечивать: - правильное оформление документов и своевременное отражение в учете приобретенного имущества; - достоверное определение первоначальной стоимости имущества с учетом всех затрат, связанных с созданием и приобретением имущества; - полное отражение затрат по изменению первоначальной стоимости имущества при достройке, дооборудовании, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, ликвидации; - сохранность имущества, принятого на учет; - отражение движения и наличия имущества; - своевременность учета имущества; - соответствие синтетического учета данным аналитического учета; - соответствие складского учета имущества данным бухгалтерского учета; - достоверность определения результатов от реализации и прочего выбытия имущества. Все операции должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Кредитные организации ведут учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Рабочим планом счетов кредитной организации. Для учета материальных ценностей применяется количественно-суммовой метод - количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей. Имущество кредитной организации для отражения в бухгалтерском учете и отчетности оценивается в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов в рублях и копейках без округления. Холодильники, аудио-видеотехника, ковры, картины, кухонные уголки, бары, мини-бары, мини-кухни, СВЧ-печи и другое кухонное оборудование, посуда, вазы для цветов, комнатные цветы, используемые в помещениях кредитной организации, относятся к объектам непроизводственного назначения. Радиаторы масляные, кондиционеры, вентиляторы, в случае если они находятся в служебных помещениях и служат для обеспечения нормальных условий труда сотрудников кредитной организации, могут относиться к объектам производственного назначения. К объектам производственного назначения относятся также
системы видеонаблюдения, используемые для обеспечения сохранности материальных и денежных ценностей кредитной организации и безопасности ее сотрудников и клиентов. Источники поступления и методы оценки имущества Имущество принимается к учету при его сооружении, создании, приобретении (в том числе по договору отступного), внесении акционерами в оплату уставного капитала, получении по договору дарения, иных случаях безвозмездного получения, по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами. Имущество принимается к учету по первоначальной стоимости. В соответствии с законодательством РФ (ст. 257 гл. 25 НК РФ) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, на которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В зависимости от учетной политики кредитной организации в отношении расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость кредитная организация может применять три метода определения первоначальной стоимости основных средств: 1) при постановке на учет основных средств, используемых для осуществления операций, облагаемых НДС, налог, уплаченный поставщикам, подлежит вычету в установленном законодательством порядке, а используемых для проведения операций, не облагаемых НДС, - включению в состав первоначальной стоимости основных средств и списанию на расходы через начисление амортизации; 2) при постановке на учет основных средств, используемых для проведения операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, налог, уплаченный поставщикам, подлежит вычету и включению в первоначальную стоимость основных средств с последующим списанием на расходы через начисление амортизации в соответствии с удельным весом, рассчитанным кредитной организацией в соответствии с порядком, установленным п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ; 3) при постановке на учет основных средств, используемых для проведения операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, налог, уплаченный поставщикам, в соответствии с п. 5 ст. 170 Налогового кодекса РФ списывается на расходы кредитной организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, при условии перечисления в бюджет всей суммы налога на добавленную стоимость, полученной по операциям, облагаемым НДС. Наиболее распространенными среди кредитных организаций являются второй и третий метод учета определения первоначальной стоимости имущества. Далее по тексту вопросы учета имущества будут рассматриваться
по третьему варианту. Приобретение имущества за плату Первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на его приобретение, сооружение, создание и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм НДС, учитываемых в составе расходов. Фактические затраты на приобретение, сооружение, создание и доведение до состояния, пригодного для использования, складываются из: - сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставки поставщику, договором купли-продажи, без учета налогов, учитываемых в составе расходов; - сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением имущества; - регистрационных сборов, пошлин и других аналогичных платежей, связанных с приобретением прав на имущество; - ввозных таможенных пошлин и иных сборов и платежей; - не возмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением имущества; - расходов на транспортировку и хранение; - вознаграждений посредническим организациям, через которые приобретается имущество; - иных затрат, непосредственно связанных с приобретением имущества, и затрат по доведению его до состояния, в котором оно пригодно для использования (биржевые сборы, затраты на монтаж, установку, иные фактические затраты на приведение имущества в состояние, пригодное для эксплуатации). Не включаются в первоначальную стоимость проценты по заемным
средствам, если они привлечены для приобретения этого имущества, а также расходы по страхованию и суммовые разницы. Поступление имущества в счет вклада в уставный капитал Банковские здания, а при наличии разрешения совета директоров Банка России - иное имущество в неденежной форме, внесенное инвесторами в оплату акций кредитной организации, принимаются на баланс кредитной организации в оценке, произведенной по согласованию сторон с учетом рыночной стоимости такого имущества. Для определения рыночной стоимости имущества должен
привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенная сторонами, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Банковское здание принимается на баланс кредитной организации при
представлении свидетельства о государственной регистрации права собственности кредитной организации на это здание. Получение имущества по договору дарения (безвозмездно) Первоначальной стоимостью имущества, полученного по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, является рыночная цена идентичного имущества или цена в экспертной оценке на дату оприходования, признаваемая доходом, за минусом расходов, связанных с доведением этого объекта до состояния, пригодного к эксплуатации. При определении рыночной цены такого имущества кредитная организация должна руководствоваться ст. 40 НК РФ. При этом следует учесть, что определяемая цена не может быть ниже остаточной стоимости по данным налогового учета передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ). Если полученное имущество широко представлено на рынке и по доступным источникам информации кредитная организация может достаточно достоверно определить его рыночную цену, имущество принимается к учету по этой документально обоснованной цене. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от предприятий-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости имущества. Если безвозмездно получаемое имущество имеет значительную
стоимость, для его оценки должен быть приглашен независимый оценщик (передающей стороной или совместно с передающей стороной). Получение имущества по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по
договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче кредитной организацией, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах
кредитная организация определяет стоимость аналогичных ценностей с учетом положений ст. 40 НК РФ. Строительство основных средств В состав капитальных вложений включаются затраты на
строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы, затраты по отводу земельных участков и переселение в связи со строительством, суммы, уплачиваемые организациям за
осуществление работ по договорам строительного подряда и иным договорам и др. Изменение первоначальной стоимости имущества Стоимость имущества, в которой оно принято к учету, не подлежит изменению за исключением случаев, установленных законодательством, а именно: достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации, проведения работ капитального характера, переоценки и иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменениями технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, повышенными нагрузками и/или другими новыми качествами. Затраты на дооборудование не считаются капитальными, если дооборудование не улучшает показатели работы имущества и не связано с осуществлением строительных или монтажных работ. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий
по повышению технико-экономических показателей объектов основных средств и его отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и
физически изношенного оборудования и/или программного обеспечения новым более производительным. Переоценка стоимости основных средств Переоценка основных средств (группы однородных объектов основных средств) по восстановительной (текущей) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам производится на основании решения соответствующего уполномоченного органа кредитной организации по состоянию на 1 января. Периодичность проведения переоценки устанавливается самой кредитной организацией: ежегодно, один раз в два, три года и т.д. Главным принципом проведения переоценки является соблюдение принципа регулярности ее проведения. Под восстановительной текущей стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена кредитной организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта основных средств. Для определения восстановительной (текущей) стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от предприятий-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, оценка бюро технической инвентаризации, экспертные заключения о стоимости имущества. Результаты переоценки основных средств по состоянию на 1 января подлежат отражению в годовом бухгалтерском отчете кредитной организации как события после отчетной даты в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 17.12.2004 N 1530-У "О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета". Если в результате последующей переоценки происходит дооценка
объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счета расходов, то такая сумма дооценки подлежит учету на счете доходов кредитной организации. Учет основных средств В целях бухгалтерского учета под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления кредитной организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями. К основным средствам относятся здания, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, капитальные вложения в арендованные основные средства, которые в соответствии с заключенным договором аренды являются собственностью арендатора, и прочие основные средства, которые учитываются на счете 60401 "Основные средства (кроме земли)". В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности кредитной организации земельные участки, которые учитываются на балансовом счете 60404 "Земля". Лимит стоимости имущества для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств устанавливается кредитной организацией самостоятельно. Как правило, лимит стоимости имущества для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств принимается в размере 10 000 руб. и выше с учетом НДС или без учета НДС в зависимости от того, какой метод учета НДС принят в кредитной организации. Предметы стоимостью ниже указанного лимита независимо от срока службы учитываются в составе материальных запасов. Независимо от стоимости в составе основных средств учитываются оружие, объекты сигнализации и телефонизации. С целью контроля за находящимся в эксплуатации имуществом стоимостью ниже установленного лимита стоимости осуществляется ведение внесистемного учета имущества стоимостью свыше 500 руб. до 10 000 руб., а также штампов, печатей, калькуляторов стоимостью ниже 500 руб. Внесистемный учет ведется в книгах, журналах или инвентаризационных карточках. Лица, которым указанное имущество передано для работы, отвечают за его сохранность вплоть до его списания с внесистемного учета в связи с физическим или моральным износом. Учет основных средств рекомендуется вести на основании форм первичной документации, утвержденных Госкомстатом России, хотя отражение операций по основным средствам по формам ОС, утвержденным Госкомстатом РФ, не является обязательным для кредитных организаций. Эти формы могут использоваться в той мере, в какой они удовлетворяют требованиям кредитной организации. Если кредитная организация примет решение об утверждении другой формы для отражения операций по основным средствам, то применение такой формы должно быть предусмотрено Учетной политикой кредитной организации. Для учета движения материальных ценностей внутри кредитной организации (между структурными подразделениями или материально ответственными лицами) в кредитной организации может использоваться приведенная нами форма "Накладной на передачу (отпуск) материальных ценностей".
НАКЛАДНАЯ N ____________ "__" _________________200__ г. НА ПЕРЕДАЧУ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
от ________________________________________________________________ (фамилия должностного лица, отпускающего ценности) к _________________________________________________________________ (фамилия должностного лица, принимающего ценности) в связи ___________________________________________________________
Передачу разрешаю ______________________________ (подпись руководителя)
Согласовано ______________________________ (подпись главного бухгалтера)
Сдал ________________
Получил ________________
Накладную в 3 экземплярах составляет материально-ответственное лицо, сдающее материальные ценности. Накладную подписывают уполномоченные должностные лица. Один экземпляр служит сдающему материально-ответственному лицу основанием для списания ценностей, второй - принимающему лицу для оприходования ценностей, третий - сдается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей. Накладная может применяться также для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается работником бухгалтерии в 3-х экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается материально-ответственному лицу как основание для отпуска материальных ценностей, второй - получателю материальных ценностей, третий - сдается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей. Для отпуска со склада материальных ценностей может использоваться приведенная ниже форма требования на отпуск материальных ценностей.
ТРЕБОВАНИЕ N ____ НА ОТПУСК МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СО СКЛАДА
1. Для _____________________________________________________________
2. Через ___________________________ 3. Подпись получателя _________ (фамилия, и. о. получателя)
3. Цель использования ценностей ____________________________________
Затребовал __________________________________________________________________ (должность лица, затребовавшего материальные ценности, его подпись)
Отпуск разрешаю: ____________________________________________________________ (должность лица, разрешившего отпуск, его подпись)
Главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера и др.) ___________________
Отпустил _____________________________ Получил ______________________________ (подпись, фамилия разборчиво) (подпись, фамилия разборчиво)
Требование составляется в 3 экземплярах: первый сдается в бухгалтерию для списания со счета; второй остается у лица, ответственного за хранение ценностей; третий вручается получателю. Бухгалтерский учет по приобретению (получению) основных средств осуществляется в следующем порядке, если кредитной организацией принят метод учета основных средств за вычетом расходов по уплате налога на добавленную стоимость.
Сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение основных средств: перечисление средств поставщику в соответствии с условиями договора: Д-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России"; получение объекта основных средств: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта - на стоимость объекта за минусом уплаченного налога на добавленную стоимость Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "НДС по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика; ввод объекта основных средств в эксплуатацию на основании акта: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)" по лицевому счету объекта - на стоимость объекта за минусом уплаченного налога на добавленную стоимость К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта основных средств и одновременно Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "НДС по введенным в эксплуатацию основным средствам и нематериальным активам" К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "НДС по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию". При вводе в эксплуатацию объектов недвижимости указанные проводки осуществляются на основании документов, определенных законодательством РФ, после подачи документов на государственную регистрацию. В случае приобретения оборудования, требующего монтажа, оно приходуется на отдельном лицевом счете, открываемом на балансовом счете 60702 "Оборудование к установке": Д-т 60702 "Оборудование к установке" по лицевому счету объекта, требующего монтажа Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика; передача оборудования в монтаж на основании акта: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта основных средств К-т 60702 "Оборудование к установке" по лицевому счету объекта, требующего монтажа. По дебету лицевого счета 60701 отдельный лицевой счет объекта, требующего монтажа, отражаются все расходы, связанные с монтажом оборудования, за исключением НДС, отраженного на отдельном лицевом счете 60310 "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию". Ввод смонтированного оборудования в эксплуатацию отражается также, как и ввод оборудования, не требующего монтажа.
Внесение учредителями основных средств в целях формирования уставного капитала кредитной организации: учет внесения объектов основных средств до регистрации отчета об итогах выпуска акций: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта, вносимого в уставный капитал - в согласованной денежной оценке К-т 60322 "Расчеты с прочими кредиторами" по лицевому счету акционера; зачисление имущества в уставный капитал после регистрации отчета об итогах выпуска акций: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)" по лицевому счету объекта основных средств К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта, вносимого в уставный капитал, и Д-т 60322 "Расчеты с прочими кредиторами" по лицевому счету акционера К-т 102 "Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет обыкновенных акций" и/или 103 "Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет привилегированных акций" - соответствующие лицевые счета акционеров на балансовых счетах второго порядка.
Безвозмездное получение имущества: оприходование имущества, полученного безвозмездно: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)" по лицевому счету объекта или 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта, получаемого безвозмездно, если объект требует доведения до готовности К-т 70107 "Другие доходы" символ 17318 "Другие доходы" - на рыночную стоимость объекта, полученного безвозмездно, но не ниже остаточной стоимости по данному имуществу, числящейся у передающей стороны. Затраты по доставке и доведению указанного объекта до состояния, в котором он пригоден для эксплуатации, учитываются как затраты капитального характера и относятся на увеличение стоимости объекта.
Получение основных средств по договору мены: Оприходование имущества, полученного по договору мены, отражается в учете как операция по реализации имущества, передаваемого в обмен, и приобретению имущества, полученного в обмен, с оприходованием его по рыночной цене: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта, полученного в обмен Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию" К-т 61201 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету объекта, передаваемого в обмен. Одновременно делаются проводки, связанные с выбытием имущества, передаваемого в обмен. Ввод в эксплуатацию основных средств, полученных по договору мены, после одновременного исполнения обязательств передать соответствующее имущество обеими сторонами, если договором не предусмотрено иное: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)" по лицевому счету объекта, полученного в обмен К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта, полученного в обмен, и одновременно Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, введенным в эксплуатацию" К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный"
отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию". Особенности учета оборудования, требующего монтажа При приобретении оборудования, требующего и не требующего монтажа, следует руководствоваться следующим: - под оборудованием, требующим монтажа, понимаются оборудование, приборы, которые не могут эксплуатироваться без установки и крепления их на фундаментах, балках; - под оборудованием, не требующим монтажа, понимаются оборудование, приборы, эксплуатируемые без крепления к фундаментам, балкам, которые могут подвешиваться на стенах, устанавливаться на стендах. Оборудование, не требующее монтажа, стоимостью свыше установленного лимита стоимости для принятия оборудования к учету в качестве основных средств, учитывается как основные средства, стоимостью ниже установленного лимита - как материальные ценности стоимостью ниже установленного лимита стоимости. Расходы по монтажу оборудования относятся на увеличение инвентарной стоимости вводимых объектов основных средств через счет капитальных вложений и в последующем списываются через амортизацию на расходы, включаемые в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Приобретенные кредитной организацией банкоматы относятся к оборудованию, требующему монтажа, и до момента введения в эксплуатацию подлежат отражению на балансовом счете 60702 "Оборудование к установке". Расходы по демонтажу оборудования, произведенному в производственных целях, относятся к затратам капитального характера и увеличивают первоначальную стоимость объекта. Расходы по демонтажу оборудования, списываемому с баланса, учитываются по счету 70209 "Другие расходы" символ 29401 "Другие произведенные расходы по реализации (выбытию) и списанию имущества кредитной организации". Материалы и иное имущество, полученные при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, приходуются в следующем порядке: Д-т 61002 "Запасные части", 61008 "Материалы" по отдельным лицевым счетам "Запчасти (материалы) от разобранного и демонтированного объекта для дальнейшего использования" К-т 61201 "Выбытие (реализация) имущества" - по цене возможного использования и Д-т 61201 "Выбытие (реализация) имущества" К-т 70107 "Другие доходы" символ 17318 "Другие доходы"
отдельный лицевой счет "Доходы от реализации и списания имущества". Учет нематериальных активов В целях бухгалтерского учета нематериальными активами признаются приобретенные и/или созданные кредитной организацией результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, услуг) или управленческих нужд организации в течение продолжительного времени (более 12 мес.). Для признания нематериального актива необходимо наличие его способности приносить экономические выгоды, а также наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива или исключительного права на него (патент, свидетельство, другие охранные документы, договор уступки патента, товарного знака). Неисключительные права на объекты интеллектуальной собственности, в том числе по лицензионным соглашениям, учитываются в составе расходов будущих периодов, и их стоимость списывается на расходы в течение срока действия договора. В случае если в договоре не предусмотрен срок использования объекта интеллектуальной собственности, полученного в неисключительное право, затраты по оплате такого договора подлежат списанию на расходы единовременно. Перечисление денежных средств в оплату приобретаемых нематериальных активов: Д-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по отдельному лицевому счету поставщика К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" - на покупную стоимость вместе с НДС. Получены нематериальные активы от поставщика по накладной: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по отдельному лицевому счету объекта Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по отдельному лицевому счету поставщика. Доведение нематериальных активов до готовности: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по отдельному лицевому счету Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" - по отдельным лицевым счетам поставщиков на сумму всех доплат по счетам за дополнительные услуги по подготовке нематериальных активов к использованию. Ввод нематериальных активов в эксплуатацию на основе акта: Д-т 60901 "Нематериальные активы" по отдельному лицевому счету нематериального актива К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по отдельному лицевому счету и Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам" К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный"
отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию". Амортизация основных средств и нематериальных активов Стоимость объектов основных средств и нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации. Объектами для начисления амортизации являются основные средства и нематериальные активы, находящиеся в кредитной организации на праве собственности. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации по объектам, сданным в аренду, производится арендодателем (за исключением случаев, предусмотренных в договоре финансовой аренды). Имущество, полученное в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу стороной, у которой данное имущество должно учитываться на балансе в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Начисление амортизации не производится по следующим объектам: - объектам внешнего благоустройства; - земельным участкам и объектам природопользования; - произведениям искусства, предметам интерьера и дизайна, не имеющим функционального назначения, предметам антиквариата; - приобретенным изданиям (книгам, брошюрам и иным подобным предметам); - материально-производственным запасам, товарам, объектам незавершенного строительства; - основным средствам, переведенным на консервацию продолжительностью свыше 3-х мес.; - основным средствам, переведенным на реконструкцию и модернизацию продолжительностью свыше 12 мес.; - предметам стоимостью ниже установленного лимита стоимости для включения в учет основных средств, включенных в состав материальных запасов; - приобретенным правам на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата производится периодическими платежами в течение срока действия указанного договора; - объектам жилищного фонда. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальных активов производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов или списания их с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности. Начисление амортизации не производится по объектам основных средств, находящимся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 мес., а также по объектам, переведенным на консервацию сроком не менее 3 мес. В случае если кредитная организация принимает решение о переводе на консервацию каких-либо объектов основных средств на срок более 3-х мес., данное решение должно быть оформлено соответствующим внутренним распорядительным документом кредитной организации. Если решение о консервации основных средств на срок более 3-х мес. принимается филиалом кредитной организации, то оно должно быть согласовано с головной кредитной организацией. Аналитический учет по счетам учета амортизации основных средств и нематериальных активов ведется в разрезе отдельных инвентарных объектов. В целях Учетной политики кредитной организацией должен быть установлен применяемый метод амортизации для всех объектов основных средств и нематериальных активов - линейный или нелинейный метод. Наиболее распространенным методом для начисления амортизации в кредитных организациях является линейный метод начисления амортизации. Применение выбранного метода начисления амортизации производится в течение всего срока полезного использования объектов основных средств. При определении срока полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2002 г., применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. По основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 г., применяются нормы амортизации, установленные на дату ввода в эксплуатацию указанных объектов основных средств. Если по объекту основных средств была установлена норма в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072, норма амортизации для целей ежемесячного начисления амортизации определяется как годовая норма амортизации в соответствии с Постановлением N 1072, деленная на 12. Установление срока полезного использования для объекта основных средств, если таковой не определен в технической документации на данный объект, производится кредитной организацией самостоятельно исходя из срока полезного использования по однородным группам объектов применительно к группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1. Установление срока полезного использования рекомендуется оформлять соответствующим внутренним распорядительным документом кредитной организации.
Распоряжение N
Установить срок полезного использования следующих объектов применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1:
Руководитель кредитной организации
Главный бухгалтер
Норма амортизации по линейному методу для целей ежемесячного начисления амортизации по каждому объекту основных средств определяется по формуле:
К = (1 / N) х 100%,
где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств; N - срок полезного использования данного объекта основных средств, выраженный в месяцах. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в соответствующие амортизационные группы с момента подачи документов, предусмотренных законодательством РФ, на государственную регистрацию. В случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной модернизации, реконструкции или технического перевооружения кредитная организация пересматривает срок полезного использования такого объекта в сторону увеличения. Увеличение срока полезного использования осуществляется в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. При этом норма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта с учетом ее увеличения в процессе модернизации, реконструкции или технического перевооружения и оставшегося срока полезного использования с учетом его увеличения в случае пересмотра. Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, кредитная организация при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. При приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении, норма амортизации определяется из ожидаемого срока использования этих объектов в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью и ожидаемого физического износа. Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1, срок полезного использования этого объекта определяется с учетом требований техники безопасности и других факторов использования, предполагаемых кредитной организацией. Капитальные затраты, произведенные в арендованные основные средства, являющиеся собственностью кредитной организации, учитываются как отдельные объекты основных средств с начислением на них ежемесячно амортизации исходя из срока полезного использования объекта, установленного применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1. Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от финансовых результатов кредитной организации в отчетном периоде. Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и/или других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применяемым законодательством иностранного государства, а также из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет, что оформляется соответствующим внутренним распорядительным документом кредитной организации. Расходы по приобретению исключительных прав на программы для
ЭВМ, стоимость которых ниже установленного лимита стоимости для принятия к учету в составе нематериальных запасов, а срок использования не определен договором, подлежат единовременному списанию на расходы в составе прочих расходов по
счету 70209 "Другие расходы" символ 29423 "Другие расходы". Учет материальных запасов В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые для оказания услуг, управленческих, хозяйственных и социально-бытовых нужд кредитной организации. Материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из затрат на их приобретение, включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Получение материальных ценностей производится на основании доверенности по форме М-2, подписанной уполномоченными лицами, и зарегистрированной в порядке, установленном в кредитной организации. Учет материальных запасов производится на балансовом счете 610 "Материальные запасы". Если кредитная организация использует метод учета материальных запасов без учета расходов по уплате налога на добавленную стоимость, НДС, уплаченный поставщикам материальных ценностей, выделяется из их стоимости в момент передачи ценностей на склад для учета на отдельном лицевом счете 60310 "НДС по материальным ценностям на складе". В момент передачи материальных ценностей в использование, эксплуатацию НДС по указанным материальным ценностям переносится со счета 60310 "НДС по материальным ценностям на складе" на счет 60310 "НДС по приобретенным материальным ценностям и оказанным услугам". Допускается приобретение материальных ценностей за наличный расчет при соблюдении предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Список лиц кредитной организации, которым могут выдаваться наличные средства под отчет для приобретения материальных запасов, а также лимит средств, выдаваемых на расходы, утверждается руководителем кредитной организации или ее структурного подразделения. Получение наличных денег под отчет для приобретения материальных ценностей допускается в день их приобретения или накануне. Должностное лицо, купившее материальные ценности за наличный расчет, должно их в тот же день сдать должностному лицу, ответственному за сохранность ценностей, и не позднее 3-х дней представить в бухгалтерию авансовый отчет об использовании денежных средств на покупку ценностей. Запасные части учитываются на счете 61002 "Запасные части". На этом же счете учитываются комплектующие изделия, предназначенные для проведения ремонтов, замены изношенных частей оборудования, транспортных средств, новые автомобильные шины и т.п. Автомобильные шины (покрышки, камеры и ободные ленты), находящиеся на колесах и в запасе на транспортном средстве при его приобретении, включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств. В составе материалов на балансовом счете 61008 "Материалы" учитываются материалы, однократно используемые (потребляемые) для оказания услуг, хозяйственных нужд, в процессе управления и технических целях. На этом же счете учитываются запасы топлива и горюче-смазочных материалов (в том числе талоны на горюче-смазочные материалы), тара, упаковочные материалы, бумага, бланки, заготовки банковских карт, кассеты, дискеты и т.п. На этом счете учитываются также моющие и чистящие средства, используемые для уборки служебных помещений. Единицей учета материалов является единица, на которую была установлена цена приобретения. В составе инвентаря и принадлежностей на балансовом счете 61009 "Инвентарь и принадлежности" учитываются инструменты, хозяйственные и канцелярские принадлежности, а также основные средства ниже установленного лимита стоимости. Книги, брошюры, издания, включая записи на магнитных носителях, в том числе пособия, справочные материалы и т.д., учитываются на счете 61010 "Издания". С целью обеспечения сохранности печатных материалов долгосрочного пользования следует вести их учет на инвентарных карточках, в которых указывается лицо, ответственное за сохранность конкретного издания. Затраты, связанные с приобретением изданий, отражаются на счете 70209 "Другие расходы" по символу 26105 "Расходы по подготовке кадров в пределах установленных норм, включая подписку на периодические издания". При определении качественного и количественного состава приобретаемых изданий кредитная организация должна исходить из того, что работники кредитной организации, обязанные по должности принимать управленческие решения, должны быть обеспечены периодическими изданиями, в том числе в электронном виде, общеполитического характера и экономического направления для изучения опыта специалистов в данной области и нормативных документов. Издания, не отвечающие указанным целям, относятся к имуществу, не предназначенному для извлечения доходов, и признаются расходами кредитной организации непроизводственного назначения. Бухгалтерское оформление операций с материальными ценностями: приобретение материальных ценностей: Д-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по отдельному лицевому счету поставщика К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России"; получены хозяйственные ценности от поставщика: Д-т 610 "Материальные запасы" по лицевым счетам конкретных материальных ценностей Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям на складе" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по отдельному лицевому счету поставщика; списание материальных ценностей, переданных в использование и использованных: Д-т 70209 "Другие расходы" по соответствующему символу К-т 610 "Материальные запасы" по лицевым счетам конкретных материальных ценностей и Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям и оказанным услугам" К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям на складе". При приобретении материальных ценностей у организаций розничной торговли за наличный расчет при отсутствии счета-фактуры НДС не выделяется. В случае приобретения материальных ценностей за наличный расчету предприятия-изготовителя НДС отражается на лицевом счете 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" при условии выделения суммы налога отдельной строкой в накладных и при наличии счета-фактуры. Списание полученных ценностей, использованных на нужды
кредитной организации, а также на содержание и ремонт зданий, и инвентаря производится на основании соответствующих актов, составленных по форме, установленной кредитной организацией. Внеоборотные активы На счете 61011 "Внеоборотные запасы" в составе внеоборотных активов учитывается имущество, приобретенное в результате осуществления сделок по договорам отступного, залога до принятия кредитной организацией решения о его реализации или использовании в собственной деятельности. Со счета 61011 "Внеоборотные активы" имущество списывается
только при его выбытии либо при принятии решения о направлении имущества, приобретенного по договорам отступного, залога, для использования в собственной деятельности. Выбытие имущества Имущество кредитной организации выбывает в результате: - продажи (реализации) другому юридическому или физическому лицу; - списания в случае морального и (или) физического износа; - передачи имущества в виде вклада в уставный капитал другой организации; - ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; - передачи по договорам мены; - другим причинам. Для определения целесообразности и непригодности имущества к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документов на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят должностные лица, в том числе заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер или его заместитель, другие специалисты и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества. В компетенцию комиссии входят: - осмотр имущества, подлежащего списанию; - установление причин списания объекта; - выявление лиц, по вине которых произошло выбытие объекта, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством; - определение возможностей использования или реализации отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка. После принятия решения о списании основных средств комиссией составляется акт на списание основных средств (форма ОС-4), акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а) с приложением акта об аварии. Акты утверждаются руководителем кредитной организации или его заместителем. Списание внесистемно учитываемого имущества стоимостью ниже установленного лимита стоимости и изданий, пришедших в негодность, морально устаревших, физически изношенных и по прочим причинам осуществляется по решению комиссии, созданной в кредитной организации, с утверждением акта о списании по форме, установленной в кредитной организации. После подписания акта выбытия в инвентарной карточке имущества (основных средств, материальных ценностей ниже установленного лимита стоимости, изданий) производится отметка о выбытии предмета. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся 5 лет. Порядок организации складского учета Складской учет ведется материально-ответственными лицами по месту хранения ценностей. Организуют ведение складского учета службы, в ведении которых находятся склады. В связи с тем что во многих кредитных организациях нет штатных заведующих складов, их обязанности должны быть возложены приказом руководителя кредитной организации на уполномоченного сотрудника кредитной организации (как правило, сотрудника хозяйственного подразделения). В складском учете ценности отражаются по количеству, цене и суммам, по местам эксплуатации и ответственным лицам. Со всеми должностными лицами, ответственными за сохранность материальных ценностей, при приеме на работу заключается договор о полной материальной ответственности на основании типовой формы договора о полной материальной ответственности, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности". При передаче под ответственность должностным лицам ценностей без заключения договора о полной материальной ответственности всю полноту ответственности за сохранность ценностей несет руководитель кредитной организации. Основные средства, нематериальные активы и имущество стоимостью ниже установленного лимита стоимости находятся в эксплуатации под ответственностью должностного лица хозяйственной службы, технических подразделений и других сотрудников, которые используют эти ценности в производственной деятельности. Учет осуществляется на карточках и в книгах с открытием на каждый вид ценностей отдельного листа или программными средствами. Лицевой счет, открытый на каждое наименование ценностей, должен иметь реквизиты и показатели, необходимые для аналитического учета. При передаче материальных ценностей в эксплуатацию им присваивается инвентарный номер, в качестве которого может использоваться лицевой номер соответствующего балансового счета. Инвентарные номера выбывших объектов не присваиваются другим вновь поступившим объектам. Работники, ведущие бухгалтерский учет материальных ценностей, и материально-ответственные лица по разработанному графику производят сверку аналитического и складского учета. Факт сверки фиксируется подписью бухгалтера на карточках (лицевых счетах, в книгах) складского учета, а если складской учет ведется программными средствами, то сверка оформляется справкой. Прием ценностей материально-ответственным лицом производится по накладной, которая подписывается им после проверки фактического и указанного в накладной количества поступивших материальных ценностей. Если ценности куплены за наличный расчет, то должностное лицо при приеме ценностей составляет приходную накладную. При выявлении расхождений при приеме ценностей составляется акт. Безвозмездный прием на баланс материальных ценностей производится на основании приемо-сдаточного акта. Отпуск материальных ценностей со склада производится на основании требования, подписанного должностным лицом. При списании материальных ценностей на основании акта второй экземпляр акта передается материально-ответственному лицу для отражения в складском учете. При продаже материальных ценностей отпуск со склада
производится в установленном порядке после предварительной оплаты продаваемых ценностей. Особенности учета автомобильных шин. При приобретении новых автомобильных шин (за исключением шин, установленных на колесах при приобретении автомобиля и учтенных в первоначальной стоимости автомобиля) производится их постановка на склад с отражением по счету 61002 "Запасные части". В момент установки шин на колеса автомобиля производится их списание со склада с отражением на счете учета расходов 70209 "Другие расходы" символ 29301 "Расходы по оплате за обслуживание вычислительной техники, служебного автотранспорта в разрешенных случаях, других машин и оборудования, за информационные услуги". При вводе в эксплуатацию с целью обеспечения контроля за сохранностью шин рекомендуется вести их дальнейший внесистемный учет на инвентарных карточках, в которых указываются лицо, ответственное за сохранность данных шин, и место эксплуатации (наименование и номер автомобиля). При замене автомобильных шин (при переходе с летнего сезона на зимний - для летних шин, с зимнего сезона на летний - для зимних шин) и повторном вводе в эксплуатацию указанных шин производится новая запись в инвентарной карточке с указанием места эксплуатации и лица, ответственного за сохранность шин. Аналогичный внесистемный учет можно предусмотреть для
автомобильных шин, установленных на колесах при приобретении автомобиля и учтенных в первоначальной стоимости автомобиля. Особенностью учета для таких шин будет являться то, что первый раз их отражение во внесистемном учете будет
производиться в момент замены. Инвентаризация имущества кредитной организации Инвентаризация имущества проводится с целью проверки фактического наличия имущества и сопоставления его с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация должна проводиться кредитной организацией в обязательном порядке: - при передаче имущества кредитной организации в аренду; - в случае выкупа, продажи (инвентаризуются передаваемые, выкупаемые, продаваемые материальные ценности); - перед составлением годового отчета (как правило, по состоянию на 1 ноября или 1 декабря); - при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел); - при установлении фактов хищений или порчи имущества, злоупотреблений должностных лиц; - в случае стихийных бедствий, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций; - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для проведения инвентаризации в кредитных организациях создаются инвентаризационные комиссии. Инвентаризация основных средств осуществляется с проверки наличия инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, наличия технических паспортов и другой технической документации, документов на основные средства, сданные или принятые в аренду, и переданные в залог. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения в регистры бухгалтерского учета. При инвентаризации комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения. На основные средства, не пригодные к эксплуатации, не подлежащие восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с указанием даты ввода в эксплуатацию и причин, приведших объекты в непригодность (порча, износ и т.п.) По арендованным основным средствам, основным средствам, принятым в качестве залога, составляются отдельные описи, в которых дается ссылка на документы, подтверждающие их принятие в аренду и залог. При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права на их использование, правильность формирования балансовой стоимости созданных нематериальных активов, правильность и своевременность их отражения в балансе. Запасные части, материалы, инвентарь, принадлежности, имущество (стоимость которых ниже установленного лимита стоимости, принятого для учета основных средств кредитной организации), находящиеся на складе, заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных. Комиссия в присутствии материально-ответственного лица проверяет фактическое наличие материальных ценностей путем их обязательного пересчета. На счетах учета материальных ценностей, находящихся в момент инвентаризации в залоге и в пути, могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - документами поставщиков или другими документами, их заменяющими, по ценностям в залоге - договорами залога. С целью контроля за наличием находящегося в эксплуатации имущества стоимостью ниже установленного лимита стоимости, принятого для учета основных средств, рекомендуется также проводить его инвентаризацию путем проверки его фактического наличия с данными внесистемного (по книгам, журналам, карточкам) учета. По результатам инвентаризации данного вида имущества составляется отдельная опись. Результаты инвентаризации оформляются актами, подписываемыми всеми членами комиссии, и лицами, ответственными за сохранность ценностей. Результаты инвентаризации отражаются в учете следующими проводками: Оприходование излишков, выявленных при инвентаризации: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)", 60901 "Нематериальные активы", 610 "Материальные запасы" по лицевым счетам выявленных объектов К-т 70107 "Другие доходы" символ 17306 "Другие полученные доходы от оприходования излишков денежной наличности, материальных ценностей" - на оценочную стоимость выявленных неучтенных предметов. Одновременно делаются проводки по начислению амортизации основных средств и нематериальных активов: Д-т 70209 "Другие расходы" по соответствующим символам К-т 60601 "Амортизация основных средств", 60903 "Амортизация нематериальных активов" по лицевым счетам выявленных объектов - на сумму износа, определенного комиссией по действительному техническому состоянию объекта. Отражение недостачи материальных ценностей: Д-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету недостающего объекта учета К-т 60401 "Основные средства (кроме земли)", 60901 "Нематериальные активы", 610 "Материальные запасы" - по лицевым счетам недостающего имущества. Числящиеся по недостающим объектам учета суммы амортизации, переоценки перечисляются с соответствующих счетов на счет 61202 "Выбытие (реализация) имущества": Д-т 60601 "Амортизация основных средств", 60903 "Амортизация нематериальных активов" по лицевым счетам недостающих объектов учета К-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету недостающего объекта учета - на сумму начисленного износа по недостающим объектам; Д-т 10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке" по лицевому счету недостающего предмета К-т 61202 - "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету недостающего объекта учета - на сумму прироста стоимости имущества при переоценке. Дебетовое сальдо, образовавшееся после списания недостающих ценностей с баланса, в случае если виновные в недостаче лица не установлены, списывается на финансовые результаты кредитной организации. Если виновное в недостаче лицо установлено, дебетовое сальдо переносится на виновных в недостаче лиц: Д-т 60308 "Расчеты с работниками по подотчетным суммам" по лицевому счету, открытому на виновное лицо К-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету недостающего объекта учета - на остаточную стоимость. Если недостача имущества взыскивается по рыночной стоимости, то кредитовое сальдо, образовавшееся по счету 61202 "Выбытие (реализация) имущества", списывается на доходы кредитной организации. Взыскание задолженности по недостачам с виновных лиц: Д-т 20202 "Касса кредитных организаций" К-т 60307 "Расчеты с работниками по подотчетным суммам" по лицевому счету, открытому на виновное лицо и Д-т 60307 "Расчеты с работниками по подотчетным суммам" по лицевому счету, открытому на виновное лицо К-т 60308 "Расчеты с работниками по подотчетным суммам" по
лицевому счету, открытому на виновное лицо. Учет аренды основных средств Предоставление арендодателем арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды. В договоре аренды недвижимости должны быть указаны в соответствии с законодательством РФ необходимые данные об объекте, подлежащем передаче в аренду: адрес, площадь передаваемого помещения, срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей между арендодателем и арендатором по поддержанию арендованных основных средств в надлежащем состоянии, возможность осуществления капитальных вложений в арендованные основные средства и их компенсация, а также другие условия аренды. При сдаче помещения в аренду необходимо составить передаточный акт, где описывается состояние передаваемого помещения. Договор аренды зданий или сооружений, заключенный на срок свыше 1 года, подлежит государственной регистрации. Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 11.04.2002) с заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Затраты кредитной организации по регистрации договоров аренды в случаях, когда кредитная организация является арендатором, включаются в расходы, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль, единовременно на дату уплаты. Обеспечение арендованных зданий и помещений коммунальными услугами и энергоснабжением регулируется договором аренды. Сданное в аренду имущество учитывается кредитной организацией как на балансе в общем порядке, так и на внебалансовых счетах 91501 "Основные средства, переданные в аренду" и 91502 "Другое имущество, переданное в аренду". Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых на каждого арендатора, на каждый предмет и договор аренды. Арендованное кредитной организацией имущество учитывается на внебалансовых счетах 91503 "Арендованные основные средства" и 91504 "Арендованное другое имущество". Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому арендодателю и каждому арендованному объекту. Арендованные основные средства учитываются на соответствующем внебалансовом счете в оценке, указанной в договоре аренды. Если цена объекта имущества в договоре не указана, кредитная организация должна провести необходимые мероприятия по оценке арендованного имущества и отражению его в учете в соответствующей стоимостной оценке. Начисление амортизации по имуществу, сданному в аренду, учитывается на балансе кредитной организации в общеустановленном порядке. Поступление причитающейся кредитной организации по сроку арендной платы отражается следующим образом: Д-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" К-т 60309 "Налог на добавленную стоимость, полученный" К-т 70107 "Другие доходы" символ 17307 "Доходы от сдачи имущества в аренду". Полученная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим периодам, сумма арендной платы учитывается на балансовом счете 61304 "Доходы будущих периодов по другим операциям". Полученный НДС выделяется на счете 60309 "Налог на добавленную стоимость, полученный" в полной сумме в момент получения платежа, независимо от периода, в котором будут учитываться доходы. При наступлении отчетного периода, к которому относится арендная плата, полученная авансом, сумма арендной платы зачисляется на доходы. Перечисление кредитной организацией арендной платы арендодателю по условиям договора: Д-т 70209 "Другие расходы" символ 29406 "Арендная плата" Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям и оказанным услугам" К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России". Если арендная плата перечисляется авансом: Д-т 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям" по лицевому счету "Арендная плата" К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России". При наступлении отчетного периода, к которому относится арендный платеж: Д-т 70209 "Другие расходы" символ 29406 "Арендная плата" Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость, уплаченный по материальным ценностям и услугам" К-т 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям" по
лицевому счету "Арендная плата". Выкуп арендованного имущества Договором аренды может быть предусмотрен выкуп кредитной организацией арендованного имущества в собственность по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения всей обусловленной договором выкупной цены. В этом случае договор аренды заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества. При переходе арендованного имущества после выкупа в собственность кредитной организации объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды. Вопрос о зачете ранее выплаченной суммы арендной платы в выкупную цену определяется условиями договора или дополнительным соглашением сторон. Если кредитная организация по условиям договора производит доплату, то в бухгалтерском учете она отражается как затраты на создание/приобретение основных средств с последующим увеличением на указанную сумму стоимости выкупленных основных средств. При досрочном выкупе имущества полученная/уплаченная авансом арендная плата, учтенная на счете доходов/расходов будущих периодов, включаемая в выкупную цену, списывается с указанных счетов в корреспонденции со счетами учета доходов/расходов (символы 17318 "Другие доходы"/29423 "Другие расходы"). Суммы, не включаемые в выкупную цену и подлежащие возврату,
списываются со счетов учета доходов/расходов будущих периодов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями. Безвозмездное пользование имуществом Передача объектов основных средств в безвозмездное временное пользование другой стороне с условием, что последняя обязуется вернуть тот же объект в том состоянии, в каком она его получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором, оформляется договором безвозмездного пользования. К указанному договору применяются соответствующие правила аренды. Начисление в бухгалтерском учете амортизации объектов,
переданных в безвозмездное пользование, производится в установленном порядке. Аренда специальных помещений Сдача в аренду специальных помещений или находящихся в них
сейфов для хранения документов и ценностей в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" относится к банковским операциям и не регулируется правилами учета основных средств кредитной организации. Учет капитальных затрат в арендованные объекты В ходе эксплуатации арендованных кредитной организацией зданий и сооружений по согласованию с арендодателем могут производиться работы по достройке или реконструкции для обеспечения производственных нужд кредитной организации. К реконструкции относится комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади строительного объема и общей площади зданий, вместимости, пропускной способности или их назначения). Отсюда следует, что если изменяется назначение взятого в аренду или в собственность здания (помещений), то связанные с этим работы необходимо считать работами капитального характера и осуществлять их за счет капитальных вложений. Это прежде всего относится к работам, связанным с оборудованием кассовых узлов, устройством охранно-пожарной сигнализации и осуществлением мер технической укрепленности (установка металлических дверей, решеток и прочих средств). Все вопросы, связанные с реконструкцией здания или сооружения, отражаются в договоре аренды между арендодателем и арендатором. Капитальные вложения в арендованное имущество отражаются в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета операций по созданию и приобретению основных средств, если произведенные капитальные вложения являются собственностью кредитной организации, т.е. носят отделимый характер. Учет таких капитальных затрат ведется на балансовом счете по учету капитальных вложений на отдельных лицевых счетах, открываемых по каждому объекту. Учет отделимых капитальных вложений в арендуемые здания: оплата работ по реконструкции арендуемого кредитной организацией здания: Д-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России"; после завершения капитальных работ: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика; ввод объекта капитальных вложений в эксплуатацию на основе акта: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)" по лицевому счету объекта К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта и Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам производственного/непроизводственного назначения" К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, не введенным в эксплуатацию". На сумму произведенных затрат в кредитной организации открывается отдельная инвентарная карточка. Амортизация по объектам капитальных вложений в арендуемые здания рассчитывается по норме амортизации, установленной в соответствии с принятым в кредитной организации методом начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и относится на балансовый счет 60601 "Амортизация основных средств" по отдельному лицевому счету. Учет неотделимых капитальных вложений в арендованные основные средства, если в соответствии с договором аренды арендодателем предусмотрено возмещение произведенных капитальных вложений: оплата работ: Д-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России". После завершения работ на основании акта выполненных работ: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по неотделимым капитальным вложениям в арендованные основные средства" К-т 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" по лицевому счету поставщика. Передача (реализация) неотделимых капитальных вложений после завершения срока аренды или досрочно по согласованию сторон: Д-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" - на сумму поступивших средств от арендодателя К-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету передаваемого объекта - на сумму поступивших средств, включая НДС, Д-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету передаваемого объекта на сумму НДС К-т 60309 "Налог на добавленную стоимость, полученный" и Д-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету передаваемого объекта К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по неотделимым капитальным вложениям в арендованные основные средства" по лицевому счету объекта. Если по счету 61202 "Выбытие (реализация) имущества" образуется дебетовое сальдо, то оно списывается на расходы кредитной организации по счету 70209 "Другие расходы" символ 29401 "Другие произведенные расходы по реализации (выбытию) и списанию имущества кредитной организации". При этом следует иметь в виду, что указанные расходы не могут быть включены в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Неотделимые капитальные вложения в арендованные основные средства, если в соответствии с договором аренды арендодателем не предусмотрено их возмещение после истечения или расторжения договора аренды, признаются безвозмездно переданными арендодателю. На сумму переданных неотделимых капитальных вложений начисляется НДС. После истечения или расторжения договора аренды кредитной организацией и арендодателем должен быть составлен и подписан акт на прием-передачу произведенных неотделимых капитальных вложений с указанием их стоимости. Передача отражается в балансе через счет 61202 "Выбытие (реализация) имущества": Д-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету передаваемого объекта К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта К-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по неотделимым капитальным вложениям в арендованные основные средства" по лицевому счету объекта К-т 60309 "Налог на добавленную стоимость, полученный" и Д-т 70209 "Другие расходы" символ 29401 "Другие произведенные расходы по реализации (выбытию) и списанию имущества кредитной организации". К-т 61202 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету передаваемого объекта. При этом расходы по начисленному НДС и списанию неотделимых
капитальных вложений не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Учет финансовой аренды (лизинга) Договор финансовой аренды (лизинга) является отдельным видом договора аренды. Учет предмета лизинга может осуществляться на балансе лизингодателя или лизингополучателя в зависимости от условий договора. Если кредитная организация получает на баланс имущество до истечения срока договора, учет его осуществляется в следующем порядке: оприходование арендованного (лизингового) имущества на балансе кредитной организации: Д-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта по лицевому счету объекта К-т 60806 "Арендные обязательства" по лицевому счету договора лизинга - на общую сумму лизинговых платежей, обусловленную договором (без учета НДС); ввод полученного имущества в эксплуатацию: Д-т 60804 "Имущество, полученное в финансовую аренду (лизинг)" по лицевому счету объекта К-т 60701 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов" по лицевому счету объекта - на общую сумму лизинговых платежей, обусловленную договором (без учета НДС). Начисление амортизации осуществляется в установленном порядке: Д-т 70209 "Другие расходы" по символу 29312 "Амортизационные отчисления по основным средствам, полученным в финансовую аренду (лизинг)" К-т 60805 "Амортизация основных средств, полученных в финансовую аренду (лизинг)" - на сумму ежемесячных амортизационных отчислений. Перечисление лизингового платежа кредитной организацией по сроку, определенному договором: Д-т 60806 "Арендные обязательства" по лицевому счету договора лизинга Д-т 60310 "Налог на добавленную стоимость, уплаченный" отдельный лицевой счет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям и оказанным услугам" К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России". При неперечислении по каким-либо причинам лизингового платежа в установленный срок неперечисленная сумма переносится в конце операционного дня на счета по учету неисполненных обязательств по договорам на привлечение средств клиентов либо просроченной задолженности по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам. Если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) в составе вознаграждения лизингодателя выделяются проценты за использование его собственных средств, направленных на приобретение предмета лизинга, то в балансе лизингополучателя сумма этих процентов выделяется из общей суммы лизингового платежа, а бухгалтерский учет ее ведется в порядке, аналогичном установленному Положением Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражением указанных операций по счетам бухгалтерского учета". Изъятие имущества до истечения срока договора: Д-т 61201 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету объекта К-т 60804 "Имущество, полученное в финансовую аренду (лизинг)" по лицевому счету объекта - на первоначальную стоимость объекта, полученного в лизинг; Д-т 60805 "Амортизация основных средств, полученных в финансовую аренду (лизинг)" по лицевому счету объекта К-т 61201 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету объекта - на сумму начисленных за год амортизационных отчислений. Д-т 60806 "Арендные обязательства по лицевому счету договора лизинга" - на сумму арендных обязательств, невыплаченных на момент возврата имущества К-т 61201 "Выбытие (реализация) имущества" по лицевому счету объекта. После выполнения указанных проводок на лицевом счете объекта, открытом на балансовом счете 61201 "Выбытие (реализация) имущества", образуется нулевое сальдо. Переход имущества в собственность лизингополучателя по истечении срока финансовой аренды (лизинга) или до его истечения при условии внесения всей обусловленной договором суммы отражается следующим образом: Д-т 60401 "Основные средства (кроме земли)" по лицевому счету объекта К-т 60804 "Имущество, полученное в финансовую аренду (лизинг)" по лицевому счету объекта - на первоначальную стоимость объекта; Д-т 60805 "Амортизация основных средств, полученных в финансовую аренду (лизинг)" по лицевому счету объекта К-т 60601 "Амортизация основных средств" по лицевому счету объекта - на сумму износа, начисленного за весь срок финансовой аренды.
|