ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ    ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ     ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ          

   БИЗНЕС-ШКОЛА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРАВО
 
 

         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ              

 
Теория бухгалтерского учета Бухгалтерский финансовый учет БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету


Основные материалы по курсу:  Бухгалтерский учет в банках


Тема 1:  Основы бухгалтерского учета в банках

Основные задачи бухгалтерского учета

1) формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2) ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

3) выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

4) использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. 

Организация бухгалтерской работы и документооборота

 Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.

Все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или - по его поручению - начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.

Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня (календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации). В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

 При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

1. Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

2. Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в учреждениях Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы "овердрафта", определенной договором.

3. Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов операции, указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.

4. Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются, и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо на счета до выяснения.

Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.

Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.

Если в течение 5 рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются РКЦ Банка России в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.

Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.

5. Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями должностных лиц, наделенных правом подписи, и заверенных оттиском печати клиента кредитной организации, осуществляется бухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими безналичные расчеты.

6. При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

7. В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию с клиентами график их обслуживания.

Физические лица - вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня при возможности - и позже.

8. Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.

9. Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации. 
 

Учетная политика кредитной организации

Учетная политика кредитной организации должна определять в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" совокупность способов ведения бухгалтерского учета, применяемых в кредитной организации для обеспечения формирования детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении.

Составными частями Учетной политики кредитной организации являются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных документов, применяемые для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Госкомстата России не предусмотрены типовые формы первичных документов;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и финансовых обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок внутрибанковского контроля бухгалтерских операций;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета в кредитной организации.

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации.

За формирование Учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации.

Ответственность за исполнение Учетной политики возлагается на главного бухгалтера кредитной организации, его заместителей и главных бухгалтеров филиалов кредитной организации.

Учетная политика кредитной организации обязательна для исполнения всеми подразделениями кредитной организации.

Банковские документы, регламентирующие совершение отдельных операций, не включенные кредитной организацией в Учетную политику и имеющие целью расширение ее толкования, подлежат утверждению внутренними распорядительными документами кредитной организации.
 

Финансовый год кредитной организации 

Финансовый год кредитной организации начинается 1 января и завершается 31 декабря этого же года.

Годовой бухгалтерский отчет кредитной организации составляется с учетом событий после отчетной даты, которые определяются кредитной организацией в соответствии с Указанием Банка России от 17.12.2004 N 1530-У "О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета".

Событием после отчетной даты признается факт деятельности кредитной организации, который происходит в период между 1 января года, следующего за отчетным (включая указанную дату), и датой подписания годового бухгалтерского отчета и который оказывает или может оказать существенное влияние на финансовое состояние кредитной организации на отчетную дату.

К событиям после отчетной даты, подлежащим отражению в бухгалтерском учете в соответствии с Указанием N 1530-У, относятся:

- объявления в установленном порядке заемщиков и дебиторов кредитной организации банкротами, если по состоянию на отчетную дату в отношении этих заемщиков и дебиторов уже осуществлялась процедура банкротства;

- произведенная после 1 января оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату, или получение информации о существенном ухудшении финансового состояния заемщиков и дебиторов кредитной организации по состоянию на 1 января, последствиями которого могут явиться существенное снижение или потеря ими платежеспособности;

- начисления (корректировки, изменения) по налогам и сборам за отчетный период;

- обнаружение после 1 января существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности кредитной организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период, влияющие на определение финансового результата;

- объявление дивидендов по принадлежащим кредитной организации акциям (долям, паям);

- переоценка основных средств по состоянию на 1 января нового года.

Кредитные организации могут включить в свою Учетную политику конкретный перечень событий после отчетной даты, в том числе установить стоимостной объем операций, которые будут отражены в годовом отчете кредитной организации как события после отчетной даты. Независимо от суммы операции к событиям после отчетной даты относится перенос полученной в отчетном году прибыли со счета 70301 "Прибыль отчетного года" на счет 70302 "Использование прибыли предшествующих лет".
 

Порядок открытия и ведения лицевых счетов 

Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 30) установлено, что клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено Федеральным законом. Порядок открытия, ведения и закрытия счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.

Нормативным документом Банка России, регламентирующим порядок открытия расчетных и текущих счетов, продолжает оставаться Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР". Порядок открытия специальных счетов резидентов и нерезидентов регламентирован Инструкцией Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов".

Кредитная организация должна разработать и утвердить своим внутренним распорядительным документом положение о порядке открытия и ведения лицевых счетов. Данное положение должно регламентировать порядок открытия и ведения лицевых счетов, оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов, книги регистрации лицевых счетов, выдачи выписок клиентам. В положении может быть установлен перечень документов, представляемых клиентами для открытия счета.

Кредитные организации обязаны в соответствии с п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в пятидневный срок уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии расчетных (текущих) счетов в рублях РФ и иностранных валютах.

За нарушение срока уведомления налоговых органов об открытии и закрытии расчетных (текущих) счетов в рублях РФ и иностранных валютах кредитные организации несут ответственность, предусмотренную ст. 132 гл. 18 части первой Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 тыс. руб.

Открытие кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у кредитной организации решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица предусматривает в соответствии с этой же статьей Налогового кодекса РФ взыскание с кредитной организации штрафа в размере 10 тыс. руб.
 

Ведение лицевых счетов и "Книги регистрации лицевых счетов" 

Порядок отражения операций по лицевым счетам определяется характеристикой каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. Структура номеров счетов разрабатывается в соответствии с Приложением N 1 "Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам) Положения N 205-П с учетом внутренних особенностей, имеющихся в кредитной организации.

Лицевые счета в кредитной организации ведутся в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных программным путем с использованием средств вычислительной техники. В лицевых счетах должны отражаться:

- дата совершения операции;

- номер документа;

- вид (шифр) операции;

- номер корреспондирующего счета;

- суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток по счету;

- другие реквизиты по необходимости.

В выписках лицевых счетов должны отражаться:

- дата предыдущей операции по счету;

- входящий остаток на начало дня;

- обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу);

- остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня.

Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации по заработной плате, учета основных средств, операций потребительского кредитования и других операций по потребностям кредитной организации в отдельных программах с отражением на соответствующих счетах учета в балансе итоговыми суммами.

Использование отдельных программ для ведения конкретных видов операций рекомендуется оформлять внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Для открытия расчетного, текущего, валютного счета клиент представляет необходимые документы в подразделение кредитной организации, на которое возложены функции по открытию клиентских счетов.

Если функции по открытию счетов возложены не на юридическую службу кредитной организации, то после сверки документов, необходимых для открытия счета, уполномоченными на это сотрудниками документы передаются в юридическую службу, которая проверяет правильность их оформления, и службу безопасности. По окончании проверки документов, в том числе службой экономической безопасности (если это предусмотрено внутренними нормативными документами кредитной организации), с клиентом заключается договор банковского счета.

Сформированное юридическое дело клиента хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела могут устанавливаться внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Для открытия на балансе кредитной организации лицевого счета клиента в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю или ответственному исполнителю, которому внутренним распорядительным документом предоставлено право открытия счетов) передаются распоряжение об открытии счета, подписанное руководителем кредитной организации или соответствующим уполномоченным лицом, и карточка с образцами подписей и оттиска печати клиента, заверенная нотариально или уполномоченным лицом кредитной организации.

В карточке с образцами подписей и оттиска печати главный бухгалтер, его заместитель или ответственный исполнитель, которому предоставлено право открытия счетов, в поле "Отметка банка" проставляют собственноручную подпись и дату, с которой используется карточка. В поле "Прочие отметки" указываются порядок и периодичность выдачи выписок по счету.

После открытия счета распоряжение об открытии счета, на котором указывается номер счета, присвоенный клиенту, и проставляется подпись лица, открывшего счет, вместе с оригиналом карточки с образцами подписей и оттиска печати передается в юридическую службу или службу, определенную внутренним распорядительным документом кредитной организации, для помещения в юридическое дело клиента.

Для использования в работе необходимое количество экземпляров карточек с образцами подписей и оттиска печати ксерокопируется. Ксерокопии карточек заверяются подписью главного бухгалтера или его заместителя и передаются соответствующим работникам внутренних структурных подразделений кредитной организации.

В случае если расчетно-кассовое обслуживание клиента по нескольким банковским счетам (при условии совпадения лиц, обладающих правом подписи по счету) осуществляется одним сотрудником внутреннего структурного подразделения кредитной организации, кредитная организация вправе не требовать оформления карточки к каждому банковскому счету.

При этом если открытие нескольких банковских счетов клиента происходит не единовременно, момент принятия карточки для совершения операций по другому банковскому счету может быть отражен в поле "Прочие отметки".

Открытые счета клиентам регистрируются в "Книге регистрации открытых счетов".

Лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., в обязательном порядке регистрируются в "Книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям".
 

Лицевые счета и выписки 

Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а второй предназначен для выдачи или отсылки клиенту в качестве выписки.

Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации.

Выписки на бумажных носителях, изготовленные без использования средств вычислительной техники, выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп "Выписка выдана за "__"__________г. в порядке___________ Подпись работника кредитной организации Дата "__"_________г.".

По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых произведено зачисление средств по счету.

На документах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится. В случае если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица и в них указывается дата проводки документа по лицевому счету.

Не заверяются оттиском штампа лишние экземпляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпискам, уже имеющие оттиск штампа кредитной организации на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.

Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно зачисленных или списанных по счету. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

Письменные и устные справки о совершаемых операциях выдаются по счетам в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными нормативными актами.

В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан клиенту только с письменного разрешения руководителя кредитной организации или его заместителя по заявлению клиента, в котором он обязан указать причины потери выписки. На титульной части дубликата делается надпись: "Дубликат выписки за "__"__________г.".

Дубликаты выписок из лицевых счетов могут составляться с помощью вычислительной техники или изготовляться посредством ксерокопии.

Дубликат выписки подписывается бухгалтерским работником и главным бухгалтером или его заместителем или начальником операционного отдела, скрепляется оттиском печати кредитной организации и выдается клиенту под расписку.

На титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись: "__"__________г. Выдан дубликат выписки".

Эта надпись скрепляется подписью главного бухгалтера или его заместителя.

По состоянию на 1 января текущего года кредитные организации должны осуществлять с клиентами, в том числе с физическими лицами, если это предусмотрено договорами банковского счета, сверку (подтверждение) остатков по лицевым счетам. Подтверждения остатков должны представляться клиентами в кредитную организацию в письменном виде за подписью первого и второго лица, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Письменные подтверждения остатков по открытым счетам клиентов по состоянию на 1 января должны быть получены до 31 января текущего года. Если по каким-то причинам кредитная организация не имеет возможности получить письменные подтверждения остатков в срок до 31 января, то процедура получения от клиентов письменных подтверждений должна быть продолжена до момента их получения. Клиентам, не представившим подтверждение, должны быть в обязательном порядке разосланы письменные уведомления заказными почтовыми отправлениями.

Экземпляры лицевых счетов за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив.

Электронная база данных лицевых счетов в обязательном порядке подлежит дублированию как минимум на двух различных носителях. Используемые базы должны обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов.
 

Примерный перечень документов,
необходимых для открытия счетов клиентам 

Корреспондентские счета "лоро" в рублях и иностранных валютах кредитных организаций:

- заявление на открытие корреспондентского счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером кредитной организации;

- копия лицензии на осуществление банковских операций (нотариально заверенная);

- копии учредительных документов (нотариально заверенные);

- копии всех зарегистрированных изменений, внесенных в учредительные документы (заверенные нотариально или регистрирующим органом);

- копия Свидетельства о государственной регистрации или о включении кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц (заверенная нотариально или регистрирующим органом);

- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации, в которой открывается счет;

- карточка с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиска печати по форме 0401026, заверенная нотариально или уполномоченным сотрудником кредитной организации, в которой открывается счет;

- копия подтверждения о согласовании кандидатур руководителя и главного бухгалтера кредитной организации с территориальным учреждением Банка России (заверенная самой кредитной организацией или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации, в которой открывается счет);

- копии протоколов, решений, приказов о назначении на должность лиц, включенных в карточку с образцами подписей, заверенные кредитной организацией;

- письмо кредитной организации с указанием присвоенных ей кодов статистики или копия информационного письма соответствующего подразделения Государственного комитета РФ по статистике о постановке на учет и присвоении кодов.

Дополнительно могут быть запрошены другие документы, необходимые в связи с принятой в кредитной организации практикой открытия счетов "лоро", в том числе годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках и на последнюю отчетную дату, список филиалов кредитной организации (если таковые имеются), список банков-корреспондентов.
 

Расчетные (текущие) счета в рублях РФ и иностранных валютах юридических лиц - резидентов:

- заявление на открытие счета по форме, установленной в кредитной организации;

- копии учредительных документов (заверенные нотариально или регистрирующим органом). Если счет открывается на имя филиала или представительства юридического лица, в кредитную организацию представляются заверенные в установленном порядке копии учредительных документов головной организации, решение о создании филиала (представительства) и назначении руководителей филиала (представительства), ходатайство головной организации об открытии счета, подлинник или заверенная нотариально копия положения о филиале (представительстве), доверенность на имя руководителя филиала (представительства);

- копии всех зарегистрированных изменений, внесенных в учредительные документы (заверенные нотариально или регистрирующим органом);

- копия Свидетельства о государственной регистрации или включении в Единый государственный реестр юридических лиц (заверенная нотариально или регистрирующим органом). Общественные организации представляют также заверенную в установленном порядке копию Свидетельства о государственной регистрации, выданного органом юстиции;

- карточка с образцами подписей и оттиска печати по форме 0401026, заверенная нотариально или уполномоченным сотрудником кредитной организации. Для филиалов и представительств юридического лица - резидента карточка может быть заверена головной организацией. При временном отсутствии печати представляется письмо, составленное в произвольной форме, с просьбой разрешить временно производить расчетно-кассовое обслуживание без печати (указывается предполагаемая дата изготовления печати и представления карточки с оттиском печати);

- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации. Если счет открывается филиалу или представительству юридического лица, то дополнительно представляется копия Уведомления о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации;

- письмо юридического лица - резидента, открывающего счет в кредитной организации, с указанием присвоенных ему кодов статистики или копия информационного письма соответствующего подразделения Государственного комитета РФ по статистике о постановке на учет и присвоении кодов;

- копии протокола (решения) об избрании (назначении) руководителя, приказов о назначении главного бухгалтера, других должностных лиц, имеющих право подписи банковских документов (заверенные печатью и подписями юридического лица). При отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи, письмо об отсутствии в штате данного лица и копия приказа о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета на руководителя.

Одновременно с открытием валютного счета юридическому лицу - резиденту открывается транзитный валютный счет. 

Расчетные счета в рублях РФ и иностранных валютах индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица:

- заявление на открытие счета по форме, установленной в кредитной организации;

- копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (заверенная нотариально или регистрирующим органом);

- карточка с образцами подписей и оттиском печати, заверенная нотариально или уполномоченным сотрудником кредитной организации. При отсутствии печати индивидуальным предпринимателем в произвольной форме представляется письмо с просьбой разрешить производить расчетно-кассовое обслуживание без печати (указываются предполагаемая дата изготовления печати и срок представления новой карточки);

- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации;

- письмо индивидуального предпринимателя с указанием присвоенных ему кодов статистики или копия информационного письма соответствующего подразделения Государственного комитета РФ по статистике о постановке на учет и присвоении кодов с предоставлением оригинала для заверения непосредственно в кредитной организации.

Одновременно с открытием валютного счета предпринимателю, осуществляющему деятельность без образования юридического лица, открывается транзитный валютный счет.
 

Накопительные счета в рублях РФ юридических лиц - резидентов:

- заявление на открытие накопительного счета;

- решение о создании юридического лица (копия учредительного договора, копия приказа о создании и т.д.);

- решение учредителей о наделении лица, вносящего денежные средства на накопительный счет, соответствующими полномочиями;

- паспортные данные лица, уполномоченного внести денежные средства на накопительный счет, с указанием домашнего адреса и телефона, заверенные подписью уполномоченного сотрудника кредитной организации.

Счет открывается на определенный срок без права расходования средств. По истечении установленного срока накопленные на нем средства перечисляются на оформленный в установленном порядке расчетный счет юридического лица.

 

Текущие счета в рублях РФ и иностранных валютах физических лиц - резидентов:

- заявление на открытие счета по форме, установленной в кредитной организации;

- паспорт или другой заменяющий его документ, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации;

- карточка с образцом подписи физического лица, заверенная уполномоченным сотрудником кредитной организации.

 

Специальные банковские счета в иностранной валюте физических лиц - резидентов:

В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и порядком, предусмотренным Инструкцией N 116-И, физическим лицам - резидентам предусмотрено открытие специального банковского счета в иностранной валюте - счет "Ф".

Счет предусмотрен для расчетов и переводов при предоставлении нерезидентам займов в иностранной валюте и получении от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте (кроме получения кредитов и займов на срок более 3-х лет) и для приобретения у нерезидентов и отчуждения в пользу нерезидентов внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами) на сумму свыше 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

 

Банковские счета в рублях РФ и иностранных валютах юридических лиц - нерезидентов

В соответствии с действующим законодательством юридические лица - нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета в рублях РФ и иностранных валютах для совершения операций, проведение которых не ограничивается в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Указанные счета открываются на балансовых счетах 40807 "Юридические лица - нерезиденты", 425 "Депозиты юридических лиц - нерезидентов", 440 "Привлеченные средства юридических лиц - нерезидентов" и 30231 "Счета банков-нерезидентов в валюте Российской Федерации".

Счета открываются кредитной организацией на основании заключенных с нерезидентами договоров банковского счета.

Официальные представительства заключают с кредитной организацией договор банковского счета от своего имени.

Для открытия банковского счета юридические лица - нерезиденты представляют в кредитную организацию следующие документы:

- заявление на открытие счета по форме, установленной в кредитной организации;

- копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально, или ксерокопию с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации;

- легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, где создано юридическое лицо, в частности учредительные документы и документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица;

- заверенную в установленном порядке копию положения о филиале (представительстве), если договор об открытии счета заключает с кредитной организацией от имени юридического лица - нерезидента руководитель филиала (представительства) юридического лица - нерезидента, действующий на основании доверенности юридического лица - нерезидента;

- карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в валюте Российской Федерации, заверенную нотариально или уполномоченным сотрудником кредитной организации. Банки-нерезиденты представляют для открытия счета альбом образцов подписей лиц, уполномоченных совершать сделки от имени банка-нерезидента, в том числе распоряжаться счетом банка-нерезидента. Официальные представительства иностранных государств в Российской Федерации представляют для открытия счета карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, подписанную руководителем представительства иностранного государства в Российской Федерации и заверенную печатью представительства иностранного государства в Российской Федерации.

Международные организации для открытия банковских счетов представляют документы, подтверждающие правовой статус международной организации, заверенные печатью международной организации, и карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, заверенную печатью международной организации.
 

Первичные учетные документы, используемые
для документального оформления банковских операций
 

Основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, создаваемые кредитной организацией для фиксирования факта совершения операции. Первичные учетные документы должны содержать достоверные данные и создаваться в момент совершения операции.

Первичные документы создаются на типовых бланках, бланках типовых межведомственных форм или на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых Госкомстатом России и, при необходимости, кредитной организацией. Самостоятельно разработанные кредитной организацией формы должны быть утверждены внутренним распорядительным документом кредитной организации, а их реквизиты должны соответствовать требованиям, содержащимся в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" и других нормативных актах.

Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.

Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием вычислительной техники. При совершении бухгалтерских операций на вычислительной технике должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи) лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах с соблюдением требований нормативных документов Банка России.

Первичные документы кредитной организации (в зависимости от назначения) для придания им юридической силы должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа (формы);

- дату составления;

- наименование и местонахождение кредитной организации;

- наименование организации плательщика и ее реквизиты;

- назначение операции;

- сумму операции;

наименование лиц, уполномоченных на совершение хозяйственной операции, личные подписи и их расшифровки.

К первичным документам относятся акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции, ее юридическую законность. Первичные документы прилагаются к банковским документам.

Первичные документы прилагаются к мемориальным ордерам, в которых делается запись о них. Если при необходимости первичные документы сшиваются в отдельные сшивы, то в мемориальных ордерах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки.

В условиях автоматизации бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, шариковыми ручками, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве.

Документы, служащие основанием для бухгалтерских проводок, должны контироваться, то есть иметь номера счетов по дебету и кредиту.

Свободные строки в первичных документах должны быть прочеркнуты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, определяется приказом руководителя кредитной организации.

Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции.

Работники, которые подписали расчетно-денежный документ, не имея на то права, отвечают за свои действия в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники кредитной организации, имеющие право подписи, в случае превышения своих полномочий.

Подписи лиц, ответственных за составление машиночитаемых первичных документов, могут быть заменены аналогом собственноручной подписи, кодом, паролем или другим способом авторизации, позволяющим однозначно идентифицировать подпись соответствующего лица.

Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксирующих факты совершения кассовых операций, операций с товарно-материальными ценностями, кредитных и расчетных операций, определяются Федеральным законом N 129-ФЗ, Положением Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ", Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" и другими нормативными документами Банка России.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию кредитной организации, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Прием и проверка отдельных первичных документов могут быть произведены с использованием средств вычислительной техники. Для этого внутренним распорядительным документом кредитной организации должен быть определен перечень сотрудников кредитной организации, получающих документы в электронном виде и осуществляющих прием и проверку первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, под контролем главного бухгалтера кредитной организации.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату проводки, а при обработке на вычислительной технике - оттиск штампа сотрудника, ответственного за их обработку.

Документы, используемые при проведении безналичных расчетов:

- платежное поручение по форме 0401060;

- платежное требование по форме 0401061;

- заявление на аккредитив в рублях РФ по форме 0401063.

- мемориальный ордер (балансовый и внебалансовый);

- платежный ордер по форме 0401066;

- выписка по лицевому счету;

- инкассовое поручение по форме 0401071;

- извещение о постановке в картотеку по форме N 0401075;

- заявление на аккредитив в иностранной валюте по форме, установленной кредитной организацией;

- уведомление о поступлении (зачислении) иностранной валюты на транзитный валютный счет по форме, установленной кредитной организацией;

- поручение на обязательную продажу по форме, установленной кредитной организацией;

- заявка на продажу и покупку иностранной валюты по форме, установленной организацией;

- банковский перевод в иностранной валюте по форме, установленной кредитной организацией.

Все формы документов, установленные кредитной организацией самостоятельно, должны быть утверждены внутренними распорядительными документами или предусмотрены в Учетной политике кредитной организации.

Мемориальные ордера применяются кредитной организацией для оформления операций по выдаче ссуд, начислению процентов, поступлению и выбытию основных средств, начислению амортизации основных средств, заработной платы и налогов, учету расходов, доходов, расчету прибыли, исправлению ошибок и других операций, а также при оформлении операций по внебалансовым счетам.

Мемориальные ордера могут использоваться кредитной организацией для списания со счетов клиентов комиссий за проведение операций в момент их совершения, когда применение платежных требований из-за необходимости их оформления печатью кредитной организации и подписями руководителя и главного бухгалтера кредитной организации не представляется возможным.

Для сокращения записей в лицевых счетах по большим массивам однотипных операций, формируемых программным путем, возможно составление сводных мемориальных ордеров. К таким операциям относятся операции, имеющие однородные признаки, а именно: списание средств по банковским картам на основании данных, полученных из платежных систем и процессинговых центров; списание комиссий за совершение операций по банковским картам; списание платы за расчетно-кассовое обслуживание; зачисление процентов и другие.

На каждую группу однотипных операций, сформированных программным путем, формируется реестр документов за операционный день. Сводный мемориальный ордер формируется по кредиту счета.

Форма реестра документов, сформированных программным путем, и форма сводного мемориального ордера должны быть утверждены внутренним распорядительным документом кредитной организации или в составе Учетной политики кредитной организации.

 

Документы, используемые для оформления кассовых операций:

- объявление на взнос наличными по форме 0402001;

- книга учета принятых и выданных денег (ценностей) по форме Приложения N 4 к Положению N 199-П;

- справка о суммах принятой и выданной денежной наличности по форме Приложения N 5 к Положению N 199-П;

- журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок по форме Приложения N 6 к Положению N 199-П;

- справка о выданных инкассаторам сумках и явочных карточках по форме Приложения N 10 к Положению N 199-П;

- препроводительная ведомость к сумке с денежной наличностью по форме Приложения N 8 к Положению N 199-П;

- явочная карточка по форме Приложения N 9 к Положению N 199-П;

- справка о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках по форме Приложения N 7 к Положению N 199-П;

- контрольная ведомость по пересчету денежной наличности по форме Приложения N 12 к Положению N 199-П;

- контрольный лист кассового работника по форме Приложения N 13 к Положению N 199-П;

- акт об излишках, недостачах банкнот в пачках по форме 0402145;

- сводная справка о кассовых оборотах по форме Приложения N 16 к Положению N 199-П;

- книга учета денежной наличности и других ценностей по форме Приложения N 17 к Положению N 199-П;

- доверенность инкассатору по форме Приложения N 19 к Положению N 199-П;

- доверенность старшему инкассатору по форме Приложения N 20 к Положению N 199-П;

- журнал выдачи и приема явочных карточек, печатей, ключей и доверенностей по форме Приложения N 21 к Положению N 199-П;

- мемориальный ордер по приему и выдаче ценностей и ярлык по форме N 0402102;

- приходный кассовый ордер по форме Приложения N 23 к Положению N 199-П;

- расходный кассовый ордер по форме Приложения N 24 к Положению N 199-П;

- отчеты об операциях, проведенных в банкоматах, и распечатки журнальных лент банкоматов. Журнальная лента, содержащая распечатку всех операций, совершенных в банкомате, изымается из банкомата и передается на хранение в кассу после ее окончания;

- справка о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков (задержанных денежных знаков), имеющих явные признаки подделки, по форме Приложения N 29 к Положению N 199-П.

 

Документы, используемые для оформления хозяйственных операций:

- акт о приеме-передаче основных средств по форме ОС-1;

- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3;

- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме N ОС-4;

- акт о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а;

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме ОС-6;

- акт о приеме (поступлении)оборудования (форма ОС-14);

- акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15);

- акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16);

- карточка учета нематериальных активов (форма НМА-1);

- ведомость начисления амортизации (износа) по основным средствам;

- доверенность на получение материальных ценностей (форма М-2А);

- накладная на передачу (отпуск) материальных ценностей по форме, утвержденной кредитной организацией;

- книга (карточка) учета материалов на складе;

- требование на отпуск материальных ценностей по форме, установленной кредитной организацией;

- карточка для учета имущества стоимостью ниже установленного лимита;

- акт на передачу в использование имущества стоимостью ниже установленного лимита стоимости по форме, утвержденной кредитной организацией;

- акт на списание материальных ценностей (изданий) по форме, утвержденной кредитной организацией;

- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ТМФ N 3 ИНВ-3);

- путевой лист;

- заявка на транспорт и журнал регистрации заявок на транспорт;

- счет-фактура, книга продаж, книга покупок в соответствии с формами, предусмотренными Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914;

- командировочное удостоверение по форме Т-10;

- авансовый отчет форма АО-1;

- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме Т-10а.

Отражение операций по основным средствам по формам ОС, утвержденным Госкомстатом России, не является обязательным для кредитных организаций. Однако кредитная организация может использовать данные формы в той мере, в какой они удовлетворяют требованиям кредитной организации. Если кредитная организация примет решение об утверждении другой формы для отражения операций по основным средствам, то применение такой формы должно быть регламентировано внутренним распорядительным документом кредитной организации.
 

Регистры бухгалтерского учета 

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах.

Под регистрами аналитического учета кредитных организаций понимаются лицевые счета клиентов, счета доходов и расходов, счета, открытые для отражения внутрибанковских операций, и другие лицевые счета.

Под регистрами синтетического учета кредитных организаций понимаются ежедневные оборотные ведомости и ежедневный баланс, формируемые кредитными организациями.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Сотрудники кредитной организации, имеющие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они могут быть привлечены к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
 

Порядок документооборота 

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете должны производиться в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

Согласно п. 60 ГОСТ Р51141-98 "Делопроизводство и архивное дело" под документооборотом понимается движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

График документооборота утверждается каждым структурным подразделением кредитной организации исходя из специфики выполняемых операций и продолжительности операционного дня и оформляется в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением кредитной организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

График документооборота должен устанавливать в кредитной организации и ее структурных подразделениях рациональный документооборот, предусматривающий оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа и минимальный срок нахождения документа в подразделении и у каждого исполнителя.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в кредитной организации и ее подразделениях осуществляется главным бухгалтером.

Кредитная организация и ее подразделения обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей кредитной организации (ее подразделений) и главного бухгалтера кредитной организации (ее подразделений), заведующих кассами (по кассовым документам).

Руководитель и главный бухгалтер должны проинструктировать сотрудников подразделений и вневедомственной охраны (охранных фирм) по этим вопросам, распределить и закрепить за сотрудниками определенные места для хранения документов, установить на случай необходимости порядок и очередность выноса документов в безопасные места.

Сформированные в установленном порядке и сброшюрованные бухгалтерские документы за рабочий день после составления ежедневного баланса и проведения проверки передаются на хранение в текущий архив, ответственность за ведение которого возлагается на конкретного сотрудника бухгалтерии. Доступ сотрудников к текущему архиву должен быть ограничен.

В архиве документы текущего года и предшествующего года хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах).

После сдачи годового отчета документы года, предшествующего отчетному, перемещаются в архив для хранения на общих основаниях.

Кассовые документы хранятся под ответственностью заведующего кассой (кассой дополнительного офиса, операционной кассой вне кассового узла) в порядке, предусмотренном Положением N 199-П.

Порядок хранения документов постоянного пользования (юридические и кредитные дела, договоры, контракты, поручительства, гарантии и т.п.) определяется руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, имея в виду обеспечение их сохранности.

Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке по дебету балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, в должностные обязанности которого входит формирование документов дня.

Допускается формирование мемориальных документов по пачкам, формируемым для передачи информации на обработку. При этом документы помещаются в папку вместе с лентами их подсчета.

Документы, затрагивающие по дебету более одного счета, помещаются в конце папки, впереди документов по внебалансовым счетам.

В отдельные сшивы (папки) помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по операциям с иностранной валютой, по хозяйственным операциям, по операциям, совершенным с использованием пластиковых карт, другим операциям, с различными сроками хранения.

Сброшюрованные документы подсчитываются, их сумма сверяется с итогом оборотов по оборотной ведомости. Если общие итоги и итоги по пачкам не совпадают, то производится выверка документов и оборотов по отдельным балансовым счетам.

Мемориальные ордера и другие документы по внебалансовым счетам, не учитываемым в книгах кладовой, подбираются и брошюруются вместе с мемориальными документами по балансовым счетам и помещаются после этих мемориальных документов в порядке возрастающих номеров внебалансовых счетов, сначала по приходу, затем по расходу каждого счета.

Документы по внебалансовым счетам также подсчитываются и суммы их сверяются с оборотной ведомостью.

Сводные мемориальные ордера на документы, сформированные программным путем, затрагивающие более одного счета, помещаются в документы дня после всех документов.

Работники, на которых возложено формирование документов, должны проверять наличие в мемориальных ордерах, имеющих приложения, ссылки на количество приложенных листов и наличие самих приложений.

Документы за истекший день после проведения контроля должны быть оформлены в указанном выше порядке и не позднее чем на следующий день переданы в текущий архив.

Допускается брошюрование документов за 2 - 3 дня (при наличии малых объемов документооборота - за 1 день).

Несброшюрованные документы должны храниться в местах, обеспечивающих их сохранность и недоступность к ним посторонних лиц.

На обложке основной папки делается надпись "С данными бухгалтерского учета сверено" и проставляется подпись главного бухгалтера или его заместителя.

Выписки из лицевых счетов по хозяйственным операциям кредитной организации с подобранными к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и прошиты.

Отдельные виды документов (счета, накладные) могут храниться не прошитыми, но помещенными в папки во избежание их утери или злоупотреблений.
 

Порядок осуществления исправительных проводок 

При обнаружении ошибочных записей в документах бухгалтерского учета и при проведении их исправления кредитная организация должна руководствоваться следующими правилами, основанными на Положении N 205-П:

- в тексте и цифровых данных первичных документов и лицевых счетов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются;

- ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и платежных), исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписанием над зачеркнутым текстом правильного текста или суммы;

- исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты исправления и подтверждено подписью уполномоченных лиц;

- исправления в приходных и расходных кассовых документах не допускаются;

- ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при текущей (до заключения баланса) проверке лицевых счетов, исправляются путем повторного набора неправильно напечатанной суммы. Затем в обычном порядке производится запись операции взамен сторнированной.

Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.

Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для проводки в текущем дне составляются два ордера - сторнированный и правильный. Ордера подписываются кроме бухгалтерского работника контролирующим работником.

Ошибочные записи, выявленные после составления баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором счета. Списание средств со счета клиента производится с соблюдением очередности платежей. При отсутствии средств на счете клиента списание производится со счета 47423 "Требования банка по прочим операциям" на отдельный лицевой счет по конкретному дебитору. Кредитная организация незамедлительно принимает меры к возмещению средств клиентом.

Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером за подписью бухгалтерского работника, контролирующего работника, главного бухгалтера или по его поручению заместителя главного бухгалтера.

Мемориальные исправительные ордера должны составляться в четырех экземплярах, первый из которых служит ордером, второй и третий являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый остается в ордерной книжке исправительных ордеров.

В тексте мемориального исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление.

На обороте четвертого экземпляра ордера указывается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, помещаются в документы дня вместе с исправительными ордерами.

В лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, должна быть сделана отметка "Сторнировано" с указанием даты исправительной записи и номера исправительного ордера. Отметка заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер.

Журнал мемориальных исправительных ордеров хранится у главного бухгалтера или его заместителя. Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми номерами.

При неправильном отражении суммы дохода/расхода осуществление исправительных проводок по переносу суммы дохода/расхода на соответствующий лицевой счет допускается только в отчетном периоде совершения ошибки.

После определения финансового результата по окончании отчетного периода осуществление исправительных проводок путем отражения по дебету счетов, открытых на балансовом счете 701 "Доходы", или по кредиту счетов, открытых на балансовом счете 702 "Расходы", не допускается.

Возврат клиентам излишне взысканных процентов и комиссий осуществляется оформлением исправительных проводок путем сторно только в отчетном периоде совершения ошибки.

После определения финансового результата по окончании отчетного периода осуществление исправительных проводок путем сторно не допускается. Возврат средств осуществляется с соответствующих счетов по учету расходов.

В случае установления фактов неправильного начисления процентов, подлежащих выплате клиентам кредитной организации в отчетном периоде, оформляется исправительная проводка путем сторно на неправильно начисленную сумму и производится зачисление правильно начисленной суммы.

После определения финансового результата по окончании отчетного периода осуществление исправительных проводок путем сторно не осуществляется. Доначисление процентов, причитающихся за прошлый отчетный период, производится отдельной проводкой. Списание излишне зачисленных на счет клиента процентов производится со счета клиента только с его согласия.

Главный бухгалтер кредитной организации, пользуясь копиями исправительных ордеров, помещенными в журнал исправительных ордеров, обязан вести учет ошибок в работе бухгалтерских и операционных сотрудников, изучать причины ошибок и принимать меры к улучшению работы.

Исправление ошибочных записей, выявленных службой последующего контроля или службой внутреннего контроля кредитной организации, осуществляется на основании служебных записок указанных служб или актов (справок) проверок (выписок из актов), которые помещаются вместе с мемориальным исправительным ордером в документы дня. 

Внутрибанковский контроль бухгалтерских операций,
проведение ревизии ценностей и проверок кассовой работы
 

Внутрибанковский контроль бухгалтерских операций в кредитных организациях должен обеспечивать необходимый уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы являются обязанностью главного бухгалтера кредитной организации.

Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, на этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе, с последующей сверкой равенства оборотов по дебету и кредиту счета.

По операциям, требующим дополнительного контроля в соответствии с Перечнем операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю (Приложение N 5 к Положению N 205-П), бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером).

Оформление документа, требующего дополнительного контроля, и его проверка удостоверяются собственноручной подписью бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц. В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом) кредитной организации.

Функции дополнительного контроля возлагаются на соответствующих старших по должности работников внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Перечень операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю, может быть расширен по решению руководителя или главного бухгалтера кредитной организации.

Контроль может обеспечиваться программным путем, а также путем применения кодов, паролей и иных средств. Применяемые аналоги собственноручной подписи должны обеспечивать однозначную идентификацию подписи бухгалтерского работника, контролера, а также других должностных лиц, оформивших документ, проверивших его и санкционировавших совершение операции и отражение ее в бухгалтерском учете.

В бухгалтерии кредитной организации должны быть выделены специальные работники, на которых возложено осуществление последующего контроля совершенных бухгалтерских операций, включая кассовые. Указанные обязанности должны быть включены в должностную инструкцию работника.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов и записей в лицевых счетах.

По лицевым счетам проверяется:

- все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны уполномоченных сотрудников и подписанными ими при оформлении операций;

- правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов;

- правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам;

- правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам;

- соблюдение правил выдачи клиентам выписок по счетам;

- правильность совершения исправительных записей, если они делались.

Кредитные организации должны обеспечивать контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков, с тем чтобы исключить возможность их утери или незаконного использования.

Учет печатей и угловых штампов, используемых в кредитной организации, должен вестись в специальных книгах, где указываются фамилии и должности лиц, которым они передаются для использования, и их роспись за получение. Книга хранится у уполномоченного сотрудника кредитной организации, который обеспечивает ее сохранность от утери и несанкционированного доступа третьих лиц.

Рабочие места сотрудников должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к мониторам.

При применении технических средств руководителями структурных подразделений кредитных организаций должно быть обеспечено:

- ограничение доступа к совершению операций не уполномоченным на совершение операций лицам;

- конфиденциальность применяемых кодов и паролей;

- невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

- применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.

Обязательной и неотъемлемой частью внутрибанковского контроля бухгалтерских операций является проведение последующих проверок бухгалтерской и кассовой работы.

Главный бухгалтер кредитной организации, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы.

Последующие проверки должны проводиться с таким расчетом, чтобы работа бухгалтерского работника проверялась не реже одного раза в год.

Состав работников, привлекаемых к проведению последующих проверок помимо специальных работников по контролю, заместителей главного бухгалтера и начальников отделов, определяется руководителем кредитной организации исходя из объема совершаемых операций.

Результаты последующих проверок должны оформляться справками, по результатам рассмотрения которых разрабатываются меры по устранению выявленных недостатков. Главный бухгалтер кредитной организации устанавливает контроль за устранением недостатков, выявленных последующими проверками, и в необходимых случаях организовывает повторные проверки, необходимые для их устранения.

Главный бухгалтер обязан установить контроль за устранением недостатков, выявленных последующими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку. Ревизия банкнот, монеты и других ценностей в кассах кредитных организаций производится:

- не реже одного раза в квартал, а также ежегодно по состоянию на 1 января;

- при смене или временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;

- в других случаях по усмотрению руководителя кредитной организации.

Ежеквартальная и по состоянию на 1 января ревизия операционной кассы вне кассового узла по решению руководителя кредитной организации может производиться работниками самой операционной кассы вне кассового узла. Акт ревизии за подписями производивших ее работников передается в кредитную организацию для сверки с данными бухгалтерского учета.

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей производится комиссией, состав которой определяется внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Ревизия проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность сокрытия хищений и недостач денег и ценностей.

Ревизия проводится внезапно со сплошной проверкой всех ценностей путем пересчета денежных банкнот, монет и других ценностей, находящихся в хранилище.

После пересчета производится сверка оказавшихся в наличии ценностей с данными аналитического учета и ежедневного баланса. По результатам ревизии кассы комиссией, проводившей ревизию, составляется акт, который утверждается руководителем кредитной организации.

Наряду с ревизией ценностей в операционных кассах кредитной организации производятся проверки организации кассовой работы. Периодичность их проведения определяется руководством кредитной организации.
 

Перечень основных документов, подлежащих утверждению
кредитной организацией, для организации бухгалтерского учета
 

В соответствии с требованиями Положения N 205-П и другими нормативными документами Банка России по вопросам бухгалтерского учета кредитной организацией должны быть утверждены следующие документы в составе Учетной политики или отдельными внутренними распорядительными документами:

- положение о главном бухгалтере кредитной организации и главных бухгалтерах филиалов кредитной организации;

- положение об управлении (отделе) бухгалтерского учета;

- должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы;

- приказ (распоряжение) об установлении продолжительности операционного дня для обслуживания клиентов;

- график документооборота;

- перечень операций, подлежащих дополнительному контролю;

- приказ об утверждении образцов подписей лиц, имеющих право подписания расчетно-кассовых документов;

- приказ об утверждении образцов подписей лиц, выполняющих контрольные функции;

- порядок документооборота между подразделениями кредитной организации;

- порядок документооборота по приходным и расходным кассовым операциям;

- порядок нумерации лицевых счетов;

- порядок открытия и ведения счетов клиентов;

- порядок хранения юридических дел клиентов;

- порядок проведения межфилиальных расчетов;

- порядок принятия документов клиентов в электронном виде;

- перечень первичных учетных документов для оформления операций с основными средствами, нематериальными активами и материальными ценностями;

- приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность имущества;

- приказы о перечне сотрудников, имеющих право получения денежных авансов на хозяйственные расходы;

- приказ о создании комиссии для оприходования, определения состояния и списания имущества кредитных организаций;

- приказ о проведении инвентаризации имущества кредитной организации и создании комиссии для проведения инвентаризации;

- порядок хранения документов (положение об архиве) и электронных баз данных;

- положение об экспертной комиссии кредитной организации;

- номенклатура дел кредитной организации с указанием индексов и сроков хранения;

- приказ (распоряжение) об установлении мест хранения документов и порядок выноса документов при чрезвычайных ситуациях;

- порядок хранения бланков и заготовок банковских карт;

- порядок уничтожения бланков;

- книга учета печатей и штампов;

- порядок проведения исправительных проводок;

- журнал учета (ордерная книжка) исправительных мемориальных ордеров.

 

Hosted by uCoz