ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ    ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ     ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ          

   БИЗНЕС-ШКОЛА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРАВО
 
 

         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ              

 
Теория бухгалтерского учета Бухгалтерский финансовый учет БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету


Основные материалы по курсу:  Бухгалтерский  финансовый учет


Тема 5:   Учет денежных средств   

Лекция 1     

       Совокупный денежный оборот представляет собой общую совокупность платежей, производимых за определенный период, в наличной, и в безналичной форме. На этом основании все денежные средства и расчеты, связанные с ними делятся на безналичные и наличные.

     Частью денежного оборота является безналичный оборот, который характеризуется проведением денежных расчетов с участием банковской системы. Такой вид расчетов имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег и снижении издержек обращения.

     Безналичные расчеты организации ведут через расчетные счета, которые открываются в банках на основании договора банковского счета.

     Правила открытия и закрытия банковских счетов регламентированы Инструкцией Банка России, которая утверждена 14 сентября 2006 г. за N 28-И и зарегистрирована Минюстом России 18 октября. Документ официально опубликован 25 октября, а потому вступит в силу 24 ноября  2006 года (по истечении 30 дней после дня его официального опубликования). Инструкцией определен четкий перечень документов, необходимых для открытия расчетных счетов и  утверждена форма карточки с образцами подписей и оттиска печати.

     Расчетный счет банк должен открыть не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора (Договор  банковского счета (договор на расчетно-кассовое обслуживание)).

При открытии счета банк вправе проверить фактический адрес организации (он должен соответствовать адресу, который внесен в карточку с образцами подписей), то есть по этому адресу должен находиться постоянно действующий орган управления организацией.

Для открытия расчетного счета надо представить в банк следующие документы:

- свидетельство о государственной регистрации;

- учредительные документы;

- лицензии, если они имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента;

- карточку с образцами подписей и оттиска печати;

- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке;

- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

При этом, окончательный перечень необходимых для открытия счета документов кредитная организация устанавливает в банковских правилах с учетом требований Инструкции. Возможно, что данный перечень дополнится заявлением на открытие счета. 

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях предназначен Счет 51 "Расчетные счета".

По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации (количество расчетных счетов у организации нормативно-законодательными документами не ограничено). По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. 

Безналичные расчеты между организациями за продукцию, товары, работы, услуги осуществляются в определенных формах. При этом под формами безналичных расчетов следует понимать определенные законодательством и банковской практикой способы надлежащего исполнения денежных обязательств через банки. В соответствии со ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Конкретные формы расчетов, способы платежа предусматриваются организациями в договорах. Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и предложением на него, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов. Этот выбор также определяется соотношением во времени поставки товара и его оплаты. Наиболее применяемыми в предпринимательской деятельности формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по инкассо и расчеты аккредитивами. 

Расчеты платежными поручениями

     Списание денежных средств со счета плательщика банком плательщика и зачисление средств на счет получателя банком получателя происходит в рамках договора банковского счета.

Правовое регулирование осуществляется § 1 гл. 46 ГК РФ и гл. 3 ч. I Положения о безналичных расчетах в РФ, утв. ЦБ РФ 3 октября 2002 г. N 2-П. Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное соответствующим расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Инициатором платежа является плательщик, поэтому перечисление средств с использованием данной формы расчетов называется кредитовым переводом. Платежные поручения, как и другие расчетные документы, оформляются по определенной форме, которая установлена Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299 (класс "Унифицированная система банковской документации), для документов на бумажных носителях и Правилами обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России, утвержденными ЦБ РФ 12 марта 1998 г. N 20-П, для электронных документов.

После получения надлежащим образом оформленного платежного поручения о списании со счета клиента денежной суммы и проверки правильности его заполнения и оформления банк при наличии денежных средств на счете клиента должен списать указанную сумму со счета клиента в срок не позднее следующего дня за днем поступления в банк платежного поручения (ст. 849 ГК РФ). Если денежных средств на счете клиента недостаточно для исполнения платежного поручения, банк может предоставить ему кредит в порядке ст. 850 ГК РФ (овердрафт). В противном случае такое поручение помещается в картотеку и оплата его производится по мере поступления средств на счет клиента.

Если счет получателя платежа находится в том же банке, то вся операция списания-зачисления проводится в одном банке. Если счета плательщика и получателя находятся в разных банках, то банк плательщика привлекает к исполнению поручения своего клиента либо подразделение Банка России (ближайший расчетно-кассовый центр - РКЦ), либо другие коммерческие банки при наличии установленных с ними корреспондентских отношений.

Личность получателя средств определяется банком по реквизитам платежного поручения, которые установлены п. 2.10 гл. 2 ч. I Положения о безналичных расчетах в РФ: наименование получателя средств, номер его счета, ИНН. В практике встречаются случаи, когда номер счета получателя не совпадает с наименованием получателя. 

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо регулируются § 4 гл. 46 ГК РФ и гл. 8 - 12 ч. I Положения о безналичных расчета в РФ.    В соответствии с п. 1 ст. 874 ГК РФ при расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Правовой основой для списания денежных средств со счета является ст. 854 ГК РФ, где указано, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Инициатором платежа при инкассовой форме расчетов является получатель. Поэтому перечисление средств в порядке инкассо называется дебетовым переводом (для банка счет клиента – пассивный). Применение инкассо юридически более выгодно покупателю, т.к. платеж производится при получении им документов и с его согласия. Продавцу инкассовая форма расчетов гарантирует, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока он не совершит платеж, т.к. до совершения платежа документы остаются в распоряжении инкассирующего банка.

Документы, с которыми производятся операции по инкассо, Унифицированными правилами разделяются на две группы: финансовые документы (например, векселя, чеки) и коммерческие документы (счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные или отгрузочные документы и др.). В связи с этим различают чистое инкассо и документарное инкассо. Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами. Документарное инкассо представляет собой инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами и коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.

Инкассовое поручение, согласно п. 12.1 гл. 12 ч. I Положения о безналичных расчетах, является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе и для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору (п. 12.2 Положения). 

Расчеты аккредитивами

     Правовое регулирование расчетов аккредитивами осуществляется § 3 гл. 46 ГК РФ и гл. 4 - 6 ч. I Положения о безналичных расчетах в РФ.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении им документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.  Для усиления контроля за правильностью выплаты средств в основном договоре и в заявлении на аккредитив может предусматриваться условие об акцепте аккредитива, даваемого представителем покупателя исполняющему банку. Представитель покупателя, находящийся в месте отправки груза, лично проверяет факт и правильность отгрузки и акцептует платеж по аккредитиву.

Для получения денежных средств по аккредитиву получатель должен представить в исполняющий банк реестр счетов и предусмотренные условиями аккредитива документы. Исполняющий банк обязан проверить по внешним признакам соответствие документов условиям аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов в течение 7 рабочих дней со дня получения документов, если иной срок не предусмотрен соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком. Проверка документов осуществляется по внешним признакам. При установлении соответствия указанных документов условиям аккредитива исполняющий банк производит платеж по аккредитиву. Если представленные документы не соответствуют по внешним признакам условиям аккредитива, то исполняющий банк вправе отказать в их принятии, уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент. Получатель может повторно представить документы до истечения срока действия аккредитива.

Российским законодательством и Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов сформулировано два принципа исполнения аккредитива:

1) принцип строгого соответствия документов;

2) принцип независимости аккредитива от основного договора между плательщиком и получателем.  

Аккредитивы различаются по видам в зависимости от условий их открытия, порядка предоставления денежного покрытия исполняющему банку, способа исполнения. В зависимости от условий открытия аккредитивы подразделяются на отзывные и безотзывные. Отзывной аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств. Такой аккредитив дает получателю средств высокую степень уверенности, что поставленные им товары или оказанные услуги будут оплачены.

Разновидностями безотзывного аккредитива являются подтвержденный и неподтвержденный аккредитив. В обычной ситуации все банки, участвующие в расчетах с помощью аккредитива, кроме банка-эмитента, не принимают на себя никаких обязательств перед бенефициаром. Такие аккредитивы называют неподтвержденными. Однако в соответствии с п. 2 ст. 869 ГК РФ по просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий в проведении аккредитивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив. Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком на себя дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж в соответствии с условиями аккредитива. Такой аккредитив не может быть изменен или отмене без согласия исполняющего банка.

По способу предоставления денежного покрытия исполняющему банку аккредитивы подразделяются на покрытые и непокрытые. В соответствии с п. 2 ст. 867 ГК РФ при открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива сумма аккредитива не переводится в исполняющий банк, но исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. 

Осуществление наличных расчетов проводится, как правило, при расчетах с покупателями, выдаче подотчетных сумм, выплате зарплаты сотрудникам. При этом необходимо соблюдать порядок работы с наличными деньгами, согласно которым все операции с наличными деньгами организации обязаны проводить через кассу.   

Касса - это изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Держать в кассе личные деньги и другие ценности, которые не принадлежат фирме, запрещено.

Существуют "Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий" (Приложение N 3 к Порядку).

Согласно этому документу, руководитель организации обязан обеспечить следующие условия хранения денег:
- помещение кассы должно быть изолированным;

- если здание многоэтажное, то кассу следует располагать на промежуточных этажах;

- касса должна закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, которая открывается вовнутрь;

- необходимо оборудовать специальное окошко для выдачи денег;

- помещение должно располагать сейфом или металлическим шкафом для хранения наличности, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

- комнату следует оснастить огнетушителями.


     Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.

Постановлением от 23 июля 2007 г. N 470 Правительство РФ утвердило Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, определяющее требования, которым должна соответствовать используемая контрольно-кассовая техника, а также порядок и условия ее регистрации и применения при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. Поскольку в самом Постановлении не указана дата вступления Положения в силу, оно начало действовать через семь дней после его официального опубликования, т.е. 4 августа 2007 г. 

Согласно п. 2.2 Положение о правилах организации наличного денежного обращения от 5 января 1998 г. N 14-П, далее - Положение N 14-П наличные деньги, принятые в кассу организации, должны сдаваться в банк для последующего зачисления на счет организации. Сумма наличных денег, которую организация может оставить в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе, в этом же документе оформляется  и разрешение на расходование наличных денег из выручки.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается на каждый календарный год.

Для утверждения этого лимита организация представляет в банк, осуществляющий ее расчетно-кассовое обслуживание, в двух экземплярах Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу (форма N 0408020, которая приведена в Приложении 1 к Положению). Бланки Расчета для заполнения обычно выдает обслуживающий организацию банк.

     Устанавливая лимит, банк на обоих экземплярах Расчета делает запись о величине лимита и заверяет Расчет подписью руководителя и своей печатью. Второй экземпляр Расчета возвращается организации и служит подтверждением установленного лимита остатка кассы и его расходования.

При необходимости лимит можно пересмотреть.

Поскольку организации имеют право открывать несколько счетов в различных банках, то для установления лимита кассы им необходимо обратиться в один из обслуживающих банков по их выбору.

После установления лимита кассы в выбранном организацией банке она должна уведомить об этом другие банки, в которых ей еще открыты счета. В таком случае при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины банки будут руководствоваться этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

Если организация не представит Расчет на установление лимита кассы ни в один из обслуживающих ее банков, лимит остатка кассы будет считаться равным нулю, а вся не сданная в банк денежная наличность - сверхлимитной.

Сверх установленного лимита организация может хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты зарплаты и пособий работникам.

Однако и в этом случае срок нахождения в кассе таких сумм не может превышать трех рабочих дней (включая день получения денег в банке), а для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, - пяти дней. По истечении этих сроков не выданные работникам наличные деньги организация обязана сдать в банк для зачисления на счет.

По согласованию с банком  выручку, поступившую в кассу можно расходовать на:

- на зарплату и иные выплаты работникам, в том числе социального характера;

- на выдачу стипендий;

- на командировочные расходы;

- на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

- на возврат сумм, полученных ранее наличными, в случае возврата товаров, невыполнения работ, услуг;

- на выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физлиц.

 

Ведение кассовой книги

Регистрация приходных и расходных кассовых ордеров ведется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), предназначенном для контроля за целевым использованием средств.
     Каждое предприятие должно вести  кассовую книгу (КО-4) (п. 23 Письма ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в РФ"), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. В случае, если в организации имеется несколько касс, старший кассир (гл.бухгалтер) должен вести Книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5), в которой фиксируются суммы принятые (выданные) другим кассирам.

     Кассовую книгу ведет кассир. Каждый лист кассовой книги состоит из 2х одинаковых частей, одна из которых заполняется как первый экземпляр, а другая - через копировальную бумагу - как второй. Второй экземпляр отрезается и служит отчетом кассира, к которому в конце дня подшиваются приходные и расходные кассовые ордера вместе с подтверждающими документами. Отчет кассира подлежит проверке главным бухгалтером.
     В случае, если кассовая книга ведется автоматизировано (на компьютере) она распечатывается по итогам месяца, а в конце года брошюруется, опечатывается и заверяется необходимыми подписями.

Заполнение кассовой книги

Графа

Содержание

Номер документа

Порядковый номер приходного или расходного кассового ордера

От кого получено или кому выдано

ФИО физического или наименование юридического лица сдавшего (получившего) деньги и краткое содержание операции

Номер корреспондирующего счета, субсчета

Номер счета, на котором в корреспонденции со счетом 50 "Касса" отражается движение денег

Приход

Сумма, полученная по приходному ордеру

Расход

Сумма, выданная по расходному ордеру

Итого за день

Общие суммы по приходным и расходным ордерам

Остаток на конец дня

Определяется по формуле: Остаток на начало дня + Приход за день - Расход за день

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Названные правила создают сложности для организаций, имеющих обособленные подразделения, в которых имеются собственные кассы. Законодательно вопрос организации ведения кассовой книги такими фирмами не урегулирован. На практике организации часто определяют, что кассовая книга будет состоять из нескольких разделов, каждый из которых закрепляется за определенным филиалом. Головной организации и каждому обособленному подразделению присваивается определенный шифр и кассовые ордера, а также листы в кассовой книге нумеруются через дробь: шифр подразделения/порядковый номер.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возложен на главного бухгалтера. 

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. предназначен Счет 50 "Касса".

К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета:

50-1 "Касса организации",

50-2 "Операционная касса",

50-3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

 

Поступление  наличных денег

Деньги поступают в кассу с банковских счетов компании, от покупателей, подотчетных лиц, сотрудников фирмы и учредителей. Приход наличных оформляют приходным кассовым ордером по форме N КО-1. Документ состоит из двух частей: приходного кассового ордера и отрывной квитанции к нему, которую выдают лицу, сдавшему деньги в кассу. Если суммы поступили из кредитного учреждения, то квитанцию прикладывают к банковским документам. Если компания занимается реализацией товаров и услуг за наличный расчет и в течение дня таких операций производится сразу несколько, то на всю сумму дневной выручки составляется один приходный ордер. Выписанный  приходный ордер нужно зарегистрировать в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов и подшить к отчету кассира.

В бухгалтерском учете для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации применяют счет 50. Поступление наличных отражают по дебету счета:

Дебет 50 Кредит 62

- поступили деньги от покупателей;

Дебет 50 Кредит 51

- поступили деньги с расчетного счета компании;

Дебет 50 Кредит 71

- возврат подотчетных сумм.

Расход наличных 

Выдача денег из кассы осуществляется на выплату заработной платы, премий, отпускных, больничных, предоставление подотчетных сумм сотрудникам, сдачу наличных в банк и выплаты поставщикам и учредителям. Такие операции оформляют расходным кассовым ордером. Помимо этого деньги можно выдавать по платежной или расчетно-платежной ведомости. Эти документы обычно составляют при выдаче зарплаты сотрудникам компании.

Расход денег из кассы учитывают по кредиту счета 50. Бухгалтер делает следующие проводки:

Дебет 70 Кредит 50

- выдана зарплата сотрудникам;

Дебет 71 Кредит 50

- выдана сумма подотчет;

Дебет 57 Кредит 50

- переданы деньги инкассаторам;

Дебет 60 Кредит 50

- оплачена задолженность поставщику.

Движение денежных средств отражают в кассовой книге, которая должна быть прошнурована, пронумерована, опечатана и заверена подписями руководителя и главного бухгалтера.

Остаток наличных денежных средств - как в рублях, так и в валюте - на конец года следует отражать в балансе в строке 260. Кроме того, данную сумму заносят в форму N 4 "Отчет о движении денежных средств". 

Законодательно установлен лимит наличных расчетов между юридическими лицами.  Он составляет 100 000 рублей по одному договору (п. 1 Указания Центробанка N 1843-У) Временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день) не установлено.

Предельный расчет наличными деньгами по одной сделке не применяется, если из кассы:
- выплачивается заработная плата;
- выдаются деньги под отчет командированному сотруднику.

При этом, предельный размер наличных расчетов должен соблюдаться, если полученные под отчет средства используются работником для расчетов с клиентами от имени организации. (Письмо ЦБ России от 04.12.2007 № 190-Т)

Аналогичные правила распространяются и на расчеты с участием предпринимателей без образования юридического лица. 

Контроль кассовой дисциплины осуществляют банки (п. 41 Порядка, п. 2.14 Положения N 14-П).

 

Учет денежных документов, бланков строгой отчетности

Учет денежных документов осуществляется на счете 50 "Касса", субсчет 3 "Денежные документы", в сумме фактических затрат на приобретение. К денежным документам относятся: почтовые марки, марки госпошлины, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты, проездные билеты и пр. В бухгалтерском учете движение денежных документов отражается следующим образом:

принятие на учет денежных документов, приобретенных за наличный и безналичный расчет, - Д-т 50-3, К-т 71, 50, 76;

выдача денежных документов подотчетным лицам (авиабилеты, проездные билеты) - Д-т 71, К-т 50-3;

денежные документы выданы работникам организации (путевки) - Д-т 73, К-т 50-3. Если работникам выдаются путевки бесплатно - Д-т 91, К-т 50-3;

использование денежных документов при отправке корреспонденции (почтовые марки) - Д-т 26, К-т 50-3;

передача денежных документов филиалам или другим внутренним подразделениям - Д-т 79, К-т 50-3;

при проведении инвентаризации денежных документов выявлена недостача - Д-т 94, К-т 50-3.

Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, порядок их хранения и использования определяются руководителем организации. Поступление и выдача бланков строгой отчетности могут производиться по приходным и расходным кассовым ордерам.

Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п.) предназначен счет 006 "Бланки строгой отчетности". Учет бланков строгой отчетности осуществляется в условной оценке.

В учете затраты на приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности отражаются записью: Д-т 26, К-т 76, 60. Одновременно бланки принимаются на забалансовый счет: Д-т 006. При выбытии бланков строгой отчетности осуществляется их списание с забалансового счета: К-т 006.

Аналитический учет по счету 006 "Бланки строгой отчетности" ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

Пример-задача 1: Организация в апреле 2008 г. приобрела билеты для проезда работников к месту командировки и обратно стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.). Командировка продолжительностью 2 дня состоиялась в июне 2008 г. на территории РФ и ее цель - повышение уровня профессиональных знаний работников (в рамках командировки запланировано посещение тематических семинаров). Все необходимые подтверждающие документы у организации имеются, при этом в приобретенных билетах сумма НДС выделена отдельной строкой. Как отражаются в учете организации расходы на приобретение билетов?

 

Содержание операций  

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Первичный   
документ   

 

 

 

 

Журнал учета 
приема и выдачи
денежных   
документов  

 

 

 

 



Проездной билет

 

 

 

 

Выписка банка по
расчетному счету

 

 

 

 

Журнал учета 
приема и выдачи
денежных   
документов  

 

 

 

 


Авансовый отчет

 

 

 

 

Проездной билет,
Выписка банка по
расчетному счету

 Инвентаризация кассы

     Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций.
     Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.

     Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

  • при смене кассира

  • при выявлении недостач и хищений

  • перед составлением годовой отчетности.

     В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).

     Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:
Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка
Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи
Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира

 

Hosted by uCoz