ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ    ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ     ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ          

   БИЗНЕС-ШКОЛА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРАВО
 
 

         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ              

 
Теория бухгалтерского учета Бухгалтерский финансовый учет БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету


Основные материалы по курсу:  Бухгалтерский  финансовый учет


Тема 1:   Учет основных средств    

Лекция 2

ПЕРВИЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 

Для документирования операций с основными средствами организация должна использовать формы первичной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Документы могут заполняться как вручную, так и в машинном виде. Все первичные документы по учету основных средств должны содержать обязательный набор реквизитов.

Утвержденные формы могут быть изменены в соответствии с требованиями учета конкретной организации. Для этого организации могут вводить в формы дополнительные данные.

Для целей налогового учета основных средств организации могут использовать данные, содержащиеся в первичных учетных документах, а также в регистрах бухгалтерского учета. Для совмещения бухгалтерского и налогового учетов можно ввести в утвержденные формы данные для налогового учета, что, несомненно, упростит работу бухгалтера.

При поступлении основных средств в организацию создается приемочная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также лицо, ответственное за сохранность поступающего основного средства.

Если основное средство соответствует правилам принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то  необходимо оформить следующие документы:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1 - применяется для приемки основных средств, кроме зданий, сооружений;

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а - применяется только для приемки зданий и сооружений;

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств по форме N ОС-1б - применяется для приемки групп однотипных основных средств, кроме зданий, сооружений, поступивших в одном месяце.

Документы по формам N N ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) заполняются как при поступлении основных средств, так и при их выбытии (кроме случаев ликвидации и прочего списания ввиду непригодности дальнейшего использования).

Все эти документы составляются не менее чем в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии. Первый экземпляр остается у организации-получателя, а второй - передается организации-сдатчику.

В любой из документов по форме N ОС-1 заносят, в частности, следующие реквизиты: полное наименование объекта согласно технической документации, название организации-изготовителя, место приемки, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при наличии соответствующей графы - и для целей налогового учета) на дату принятия, срок полезного использования, способ начисления амортизации и другие технические данные.

После подписания актов приема-передачи по одной из вышеприведенных форм они передаются в бухгалтерию вместе со всей технической документацией.

Данные актов о приеме-передаче объектов основных средств заносят в инвентарные карточки учета основных средств (формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме N ОС-2 оформляется при перемещении объектов основных средств между структурными подразделениями организации. Данный документ оформляется структурным подразделением-сдатчиком в трех экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у подразделения-сдатчика, третий - передается вместе с объектом подразделению-получателю. Все три экземпляра подписываются лицами, получившими и сдавшими объект.

В бухгалтерии на основании накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств делается отметка в инвентарной карточке учета основных средств.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3 заполняется для оформления приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

Акт формы N ОС-3 заполняется после завершения работ по ремонту, реконструкции, модернизации и подписывается всеми членами приемочной комиссии, утверждается руководителем организации и передается в бухгалтерию.

Если работы проводились сторонней организацией, то акт оформляется и подписывается в двух экземплярах: первый - остается в организации, второй - передается представителю сторонней организации.

В акт формы N ОС-3 заносят следующие данные: виды работ, затраты на демонтаж, стоимость выполненного ремонта, реконструкции, стоимость основного средства после проведенной реконструкции (модернизации).

Если стоимость основного средства, его технические и технологические характеристики изменились, то в инвентарную карточку учета основных средств заносятся все произошедшие изменения, а также ставятся отметки о проведенных ремонтах.

Если основное средство выбывает из организации в результате списания из-за непригодности для дальнейшего использования или из-за невозможности или неэффективности его восстановления, то заполняются:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме N ОС-4 - для списания отдельного объекта основных средств;

Акт о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а - для списания автотранспортного средства;

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме N ОС-4б - для списания группы объектов основных средств.

Акты о списании основных средств составляются комиссией, созданной по приказу руководителя. Комиссия производит осмотр основного средства и устанавливает причины списания. Кроме того, комиссия выявляет виновных лиц, ответственных за преждевременное списание основного средства, и рассматривает возможность дальнейшего использования оставшихся узлов и прочих материалов.

В акт по форме N N ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б) заносят следующие данные: причины списания, инвентарный номер, дату принятия к бухгалтерскому учету, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского (налогового) учета, фактический срок эксплуатации, сумму начисленной амортизации для целей бухгалтерского (налогового) учета, остаточную стоимость для целей бухгалтерского (налогового) учета, стоимость демонтажа объекта.

Данные о списанном объекте основных средств из акта о списании по форме N N ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б) заносятся в инвентарную карточку учета основных средств.

Основным аналитическим регистром учета основных средств является Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). Карточка составляется на каждый объект или группу основных средств при их постановке на учет в одной из следующих форм:

Инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме N ОС-6 - заполняется на отдельный поступивший объект основных средств;

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств по форме N ОС-6а - заполняется при приеме группы однородных объектов основных средств;

Инвентарная книга учета объектов основных средств по форме N ОС-6б - для учета объектов основных средств на малых предприятиях.

Эти формы заполняются на основе актов приема-передачи по формам N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б бухгалтерией предприятия и в них фиксируется факт ввода основного средства в эксплуатацию. В карточки заносят основные сведения по поступившему основному средству: инвентарный номер, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при введении дополнительной графы - и для налогового учета), срок полезного использования для бухгалтерского (налогового) учета, способ начисления амортизации в бухгалтерском (налоговом) учете.

Кроме того, в инвентарную карточку заносится информация о всех перемещениях основных средств: внутреннем перемещении, ремонте, модернизации; при выбытии объекта, - причины выбытия, дата списания с учета, сумма начисленной амортизации, номера актов о списании объектов основных средств по форме N N ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б).

На оборотной стороне карточки указывается техническая характеристика объекта.

Карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

Акт о приеме (поступлении) оборудования по форме N ОС-14 заполняется при поступлении на склад оборудования, которое требует монтажа. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемочной комиссией на основании внешнего осмотра и при отсутствии дефектов в поступившем оборудовании.

В акте о приеме (поступлении) оборудования указываются: тип, марка поступившего объекта, а также вид упаковки, масса, объем, количество поступившего оборудования, способ его доставки.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15) заполняется при передаче оборудования в монтаж. Акт составляется в двух экземплярах, первый передается в бухгалтерию, а второй - либо в цех, проводящий монтаж, либо подрядной организации, осуществляющей монтаж. Акт подписывают представители заказчика и подрядчика, а также материально-ответственные лица, принявшие переданное оборудование на хранение.

Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16) заполняется при выявлении дефектов оборудования при его монтаже, наладке или испытании. В акте указываются все выявленные дефекты и описываются работы для устранения выявленных дефектов, исполнители и сроки устранения дефектов. Акт составляется в трех экземплярах, которые передаются представителю организаций заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

 

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИЮ 

Большую часть основных средств организация приобретает за деньги у поставщиков на основании договора купли-продажи или договора поставки (это разновидность договора купли-продажи).

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороны (покупателя), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК РФ).

Договор поставки предполагает, что поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности.

Некоторые предприятия строят объекты основных средств. И если это строительство осуществляет сторонняя специализированная организация, то с ней заключается договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Расходы на приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств представляют собой капитальные вложения. Капитальные вложения - это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций предприятия, связанных с приобретением, сооружением, реконструкцией и модернизацией основных средств.

Вся информация о поступлении основных средств в организацию сначала отражается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". К нему могут быть открыты следующие субсчета:

1 "Приобретение земельных участков";

2 "Приобретение объектов природопользования";

3 "Строительство объектов основных средств";

4 "Приобретение объектов основных средств".

Счет 08 - активный, сальдо дебетовое, показывает величину вложений в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению основных средств и других внеоборотных активов.

По дебету счета 08 отражают суммы фактических затрат на приобретение основных средств, их строительство (создание), включаемые в первоначальную стоимость.

Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, оформленных в установленном порядке, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01, при этом делается запись:

Дебет 01 - Кредит 08 субсчет 3 (или 4)- отражены постановка на учет основного средства по первоначальной стоимости.

При этом для подтверждения поступления основного средства должны быть в наличии следующие документы:

- акты о приеме-передаче объектов основных средств (формы N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б);

- инвентарные карточки учета объектов основных средств (формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б);

- счета и счета-фактуры, выставленные поставщиками основных средств;

- счета и счета-фактуры, выставленные транспортными организациями в качестве подтверждения расходов по перевозке, и др.

Аналитический учет по счету 01 ведется отдельно по каждому инвентарному объекту основных средств.

Аналитический учет по счету 08 ведется по затратам, связанным с приобретением или строительством объектов основных средств (отдельно по каждому объекту).

 

Приобретение основных средств за деньги 

Организации могут приобретать основные средства как требующие монтажа, так и не нуждающиеся в нем.

При приобретении объектов основных средств, не требующих монтажа, в учете делают следующие записи:

Дебет 08/4 - Кредит 60 - отражена покупная стоимость основного средства на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика.

Счет-фактура - это документ, который служит основанием для принятия предъявленных сумм налога (НДС) к вычету (ст. 169 НК РФ).

Далее по дебету счета 08/4 будут отражаться все затраты, связанные с покупкой основного средства: консультационные, информационные услуги, расходы на доставку, оплата погрузочно-разгрузочных работ, оплата обучения рабочих для работы на купленном оборудовании и др., а также расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию по назначению, в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Таким образом, в учете могут быть сделаны следующие записи:

Дебет 08/4 - Кредит 60 - отражена стоимость услуг сторонних организаций на сумму без НДС, связанных с приобретением основного средства;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС по произведенным расходам;

Дебет 08/4 - Кредит 70, 69, 71... - отражены прочие затраты предприятия по приобретению основного средства (например, начислена заработная плата собственным рабочим за доставку, разгрузку, установку с отчислениями в социальные фонды и др.);

Дебет 60 - Кредит 51 - отражена оплата счетов поставщиков, сторонних организаций за услуги, связанные с приобретением основного средства.

Приобретенный объект основных средств должен быть зачислен в состав основных средств:

Дебет 01 - Кредит 08/4 - отражены постановка на учет основного средства по первоначальной стоимости и его ввод в эксплуатацию.

Таким образом, на счете 01 отражена первоначальная стоимость основного средства.

 

Налог на прибыль (Налоговый учет) 

Поскольку в первоначальную стоимость основных средств включаются самые разнообразные расходы, которые по-разному учитываются в бухгалтерском и налоговом учете, то это неминуемо приведет к различиям в формировании первоначальной оценки принимаемых к учету объектов.

Это объясняется тем, что в налоговом учете в первоначальную стоимость основного средства не включаются, а признаются расходами в соответствии с выбранным организацией методом признания доходов и расходов такие расходы, как:

- расходы на оплату государственной пошлины при регистрации отдельных объектов основных средств (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на оплату процентов по кредитам и займам, взятым на приобретение основных средств (до постановки на учет основного средства) (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ);

- расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при приобретении основных средств по импорту (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В бухгалтерском учете такие расходы формируют первоначальную стоимость основного средства и текущими расходами не являются. Текущими эти расходы будут признаваться по мере начисления амортизации.

Другими словами, расходы на оплату процентов по кредитам и займам, взятым на приобретение основных средств (до постановки на учет основного средства), на оплату государственной пошлины при регистрации отдельных объектов основных средств и др., в бухгалтерском и налоговом учете признаются расходами в разные периоды времени.

Для того чтобы наглядно представить расхождения между "бухгалтерской" и "налоговой" стоимостью поступающих в организацию объектов основных средств, необходимо составлять налоговые регистры формирования первоначальной стоимости.

Регистры налогового учета необходимо вести в специальных формах на бумажных носителях либо в электронном виде (ст. 314 НК РФ). Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно. При этом формы регистров налогового учета устанавливаются приложениями к учетной политике, составляемой для целей налогообложения.

Организации, использующие в своей практической деятельности ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", должны отражать в текущем учете взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом. Таким образом, данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с требованиями налогового законодательства.

В связи с этим выявленные в регистрах формирования первоначальной стоимости основного средства расхождения приводят к возникновению налогооблагаемых временных разниц.

Налогооблагаемые временные разницы, в свою очередь, приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО), которые отражаются в текущем бухгалтерском учете.

ОНО = Налогооблагаемая временная разница x 24%.

Дебет 68/"Расчеты по налогу на прибыль" - Кредит 77 - отражено начисление отложенного налогового обязательства.

 

Налог на добавленную стоимость 

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении основных средств на территории РФ, подлежат вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - предъявлены к вычету суммы НДС по принятому к учету объекту основных средств и по другим затратам, связанным с приобретением.

Право на налоговый вычет организация получает при одновременном выполнении следующих условий:

- основное средство приобретено для целей основной хозяйственной деятельности, облагаемой НДС, либо для целей управления организацией;

- имеется счет-фактура, выставленный поставщиком с выделенной в нем суммой НДС;

- основное средство должно быть принято на учет;

- организация - покупатель основного средства является плательщиком НДС.

Таким образом, сумма НДС не включается в первоначальную стоимость основного средства. Однако в п. 2 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи, когда "входной" НДС не подлежит налоговому вычету и учитывается в первоначальной стоимости приобретенного объекта основных средств:

- основное средство приобретено для производства и (или) реализации продукции, товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС;

- организация-покупатель освобождена от уплаты НДС;

- основное средство приобретено для производства и (или) реализации продукции, товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

- основное средство приобретено для осуществления операций, которые согласно НК РФ не признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Если все же в указанных случаях налоговый вычет произведен, то зачтенные суммы НДС следует восстановить и уплатить в бюджет. Такая же ситуация складывается, если организация:

- передает имущество в уставный капитал другой организации;

- использует имущество для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. 

Если основное средство приобретается специально для передачи в уставный капитал другой организации, то сумма "входного" НДС должна учитываться в первоначальной стоимости приобретенного объекта, поскольку передача имущества в счет вклада в уставный капитал согласно НК РФ не признается реализацией. 

В случае, если организация осуществляет виды деятельности как облагаемые, так и не облагаемые НДС требуется правильно определить величину НДС,  подлежащую вычету из бюджета.  Отдельно следует остановиться на ситуации, когда организации осуществляют. В этом случае, приобретая основное средство, используемое при производстве продукции (работ, услуг), облагаемой и не облагаемой НДС, следует правильно определить величину налога. 

Пример 1. Исходные данные. Фирма приобрела производственное оборудование, не требующее монтажа. По расчетным документам поставщика стоимость оборудования составила 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб.

При покупке оборудования фирма понесла следующие расходы:

- оплатила счет специализированной транспортной организации за доставку оборудования на сумму 4720 руб., в том числе НДС - 720 руб.;

- оплатила счет фирмы, оказавшей посреднические услуги на сумму 9440 руб., в том числе НДС - 1440 руб.

Ситуация 1. Производственное оборудование предполагается использовать для производства продукции, облагаемой НДС.

Ситуация 2. Производственное оборудование предполагается использовать для производства продукции, не облагаемой НДС.

Ситуация 3. Производственное оборудование предполагается использовать для производства продукции А, облагаемой НДС, и продукции Б, не облагаемой НДС.

Справочные данные к ситуации 3. Объем выручки от продажи продукции А в текущем месяце составил 1 500 000 руб. (без НДС), а от продажи продукции Б - 1 000 000 руб. 

Решение ситуации 1. Производственное оборудование предполагается использовать для производства продукции, облагаемой НДС. 

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена покупная стоимость производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 4000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 720 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре транспортной организации;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 8000 руб. - отражена стоимость услуг посредника по приобретению производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 1440 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре посредника;

Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику оборудования;

Дебет 60 - Кредит 51 - 4720 руб. - перечислены денежные средства транспортной организации;

Дебет 60 - Кредит 51 - 9440 руб. - перечислены денежные средства посреднику.

Далее необходимо поставить на балансовый учет приобретенное производственное оборудование. Для этого определим его первоначальную стоимость, которая будет складываться из следующих расходов:

 

    покупная стоимость без НДС                     - 100 000 руб.;

    оплата услуг транспортной организации без НДС     - 4000 руб.;

    оплата услуг посреднической организации без НДС    - 8000 руб.

    --------------------------------------------------------------

    Итого:                                            112 000 руб.

 

Дебет 01 - Кредит 08/4 - 112 000 руб. - приобретенное оборудование по первоначальной стоимости поставлено на учет;

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - 18 000 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по принятому к учету оборудованию;

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19 - 720 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по услугам транспортной организации;

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19 - 1440 руб. - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС по услугам посреднической организации.

В этой ситуации первоначальная стоимость оборудования для целей налогового учета не будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета. Таким образом, составление налоговых регистров формирования первоначальной стоимости основного средства нецелесообразно. 

Решение ситуации 2. Производственное оборудование предполагается использовать для производства продукции, не облагаемой НДС. 

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена покупная стоимость производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 4000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 720 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре транспортной организации;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 8000 руб. - отражена стоимость услуг посредника по приобретению производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 1440 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре НДС посредника;

Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - отражено перечисление денежных средств поставщику оборудования;

Дебет 60 - Кредит 51 - 4720 руб. - отражено перечисление денежных средств транспортной организации;

Дебет 60 - Кредит 51 - 9440 руб. - отражено перечисление денежных средств посреднику.

В этой ситуации "входной" НДС организация не имеет права принять к вычету, поэтому в учете делают следующие записи:

Дебет 08/4 - Кредит 19/1 - 18 000 руб. - отражено включение "входного" НДС в первоначальную стоимость производственного оборудования;

Дебет 08/4 - Кредит 19/1 - 720 руб. - отражено включение "входного" НДС в первоначальную стоимость производственного оборудования;

Дебет 08/4 - Кредит 19/1 - 1440 руб. - отражено включение "входного" НДС в первоначальную стоимость производственного оборудования.

Далее необходимо поставить на балансовый учет приобретенное производственное оборудование. Для этого определим его первоначальную стоимость, которая будет складываться из следующих расходов:

 

покупная стоимость без НДС                         - 100 000 руб.;

оплата услуг транспортной организации без НДС         - 4000 руб.;

оплата услуг посреднической организации без НДС       - 8000 руб.;

сумма "входного" НДС:

    согласно счету-фактуре поставщика               - 18 000 руб.;

    согласно счету-фактуре транспортной организации    - 720 руб.;

    согласно счету-фактуре посреднической организации  - 1440 руб.;

    --------------------------------------------------------------

    Итого:                                            132 160 руб.

 

Дебет 01 - Кредит 08/4 - 132 160 руб. - отражены постановка на учет приобретенного оборудования по первоначальной стоимости.

В этой ситуации первоначальная стоимость оборудования для целей налогового учета не будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета. Это следует из анализа абз. 2 п. 1 ст. 257 и пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

В пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ говорится о том, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов учитываются в стоимости таких активов, если они были приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

В этой ситуации составление налоговых регистров формирования первоначальной стоимости основного средства нецелесообразно. 

Решение ситуации 3. Производственное оборудование предполагается использовать для производства продукции А, облагаемой НДС, и продукции Б, не облагаемой НДС.

Справочные данные к ситуации 3. Объем выручки от продажи продукции А в текущем месяце составил 1 500 000 руб. (без НДС), а от продажи продукции Б - 1 000 000 руб. 

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 100 000 руб. - отражена покупная стоимость производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 18 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 4000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 720 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре транспортной организации;

Дебет 08/4 - Кредит 60 - 8000 руб. - отражена стоимость услуг посредника по приобретению производственного оборудования на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 1440 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре посредника;

Дебет 60 - Кредит 51 - 118 000 руб. - отражено перечисление денежных средств поставщику оборудования;

Дебет 60 - Кредит 51 - 4720 руб. - отражено перечисление денежных средств транспортной организации;

Дебет 60 - Кредит 51 - 9440 руб. - отражено перечисление денежных средств посреднику.

В данной ситуации сумма "входного" НДС должна быть разделена на две части. Одна часть будет подлежать вычету (по продукции А), другая - к вычету не принимается (по продукции Б).

Для того чтобы рассчитать сумму НДС, подлежащую вычету из бюджета, необходимо определить удельный вес выручки от продажи продукции А (т.е. облагаемой НДС) в общей стоимости реализованной продукции:

Уд. вес = 1 500 000 руб. : 2 500 000 руб. x 100 = 60%.

Рассчитаем величину "входного" НДС, которую можно зачесть из бюджета:

18 000 руб. x 60% = 10 800 руб.;

720 руб. x 60% = 432 руб.;

1440 руб. x 60% = 864 руб.

Рассчитаем величину "входного" НДС, которую нельзя зачесть из бюджета:

18 000 - 10 800 = 7200 руб.;

720 - 432 = 288 руб.;

1440 - 864 = 576 руб.

Такой расчет необходимо оформить бухгалтерской справкой. На основании этой справки в учете делают следующие записи:

Дебет 08/4 - Кредит 19/1 - 7200 руб. - отражено включение части "входного" НДС в первоначальную стоимость производственного оборудования;

Дебет 08/4 - Кредит 19/1 - 288 руб. - отражено включение части "входного" НДС в первоначальную стоимость производственного оборудования;

Дебет 08/4 - Кредит 19/1 - 576 руб. - отражено включение части "входного" НДС в первоначальную стоимость производственного оборудования.

Далее необходимо поставить на балансовый учет приобретенное производственное оборудование. Для этого определим его первоначальную стоимость. Она будет складываться из следующих расходов:

 

    покупная стоимость без НДС                     - 100 000 руб.;

    оплата услуг транспортной организации без НДС     - 4000 руб.;

    оплата услуг посреднической организации без НДС   - 8000 руб.;

    часть "входного" НДС согласно счету-фактуре

    подрядчика                                        - 7200 руб.;

    часть "входного" НДС согласно счету-фактуре

    транспортной организации                           - 288 руб.;

    часть "входного" НДС согласно счету-фактуре

    посредника                                          - 576 руб.

    --------------------------------------------------------------

    Итого:                                            120 064 руб.

 

Дебет 01 - Кредит 08/4 - 120 064 руб. - отражены постановка на учет приобретенного оборудования по первоначальной стоимости и его ввод в эксплуатацию;

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - 10 800 руб. - предъявлена к вычету часть суммы "входного" НДС по принятому к учету оборудованию;

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - 432 руб. - предъявлена к вычету часть суммы "входного" НДС по услугам транспортной организации;

Дебет 68/"Учет расчетов по НДС" - Кредит 19/1 - 864 руб. - предъявлена к вычету часть суммы "входного" НДС по услугам посреднической организации, связанным с приобретением оборудования.

В этой ситуации, как и в ситуациях 1 и 2, первоначальная стоимость оборудования для целей налогового учета не будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета.

Таким образом, составление налоговых регистров формирования первоначальной стоимости основного средства нецелесообразно. 

Если приобретается оборудование, требующее монтажа, то оформляется акт о приемке оборудования (форма N ОС-14), а в учете применяется счет 07 "Оборудование к установке".

По дебету счета 07 отражаются фактические затраты, связанные с приобретением оборудования к установке, а по кредиту - списание стоимости оборудования к установке при передаче его в монтаж.

В учете при этом делают следующие записи:

Дебет 07 - Кредит 60 - отражена покупная стоимость оборудования к установке на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 07 - Кредит 60 (76, 70, 69, 71...) - отражены прочие расходы, связанные с приобретением оборудования к установке;

Дебет 19 - Кредит 60 (76, 71...) - отражена сумма "входного" НДС по этим расходам;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19/1 - сумма "входного" НДС предъявлена к вычету.

Дебет 60, 76 - Кредит 51 - отражено перечисление денежных средств поставщикам, а также сторонним организациям за услуги, связанные с приобретением оборудования к установке;

Дебет 08/3 - Кредит 07 - отражена передача оборудования к установке в монтаж.

Эта операция оформляется актом о приемке-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15).

Монтажные работы могут быть произведены сторонней специализированной организацией или собственными силами. В зависимости от способа проведения монтажа (подрядным или хозяйственным) в учете делают различные записи:

 

Подрядный способ  

Хозяйственный способ         

Дебет 08/3 -          
Кредит 60 - отражена  
стоимость услуг       
подрядчика за монтаж  
на сумму без НДС;     
Дебет 19/1 -          
Кредит 60 - отражен   
"входной" НДС         
согласно счету-фактуре
подрядчика;           
Дебет 60 - Кредит 51 -
отражена оплата счета 
подрядчика            

Дебет 23 - Кредит 02, 10, 70, 69... -  
отражены затраты по монтажу оборудования
(если монтаж производят вспомогательные
рабочие);                              
Дебет 08/3 - Кредит 23 - отражено      
включение затрат по монтажу            
оборудования, произведенному           
вспомогательными рабочими, в состав    
вложений во внеоборотные активы.       
Если вспомогательного производства в   
организации нет, то:                   
Дебет 08/3 - Кредит 02 - отражено      
начисление амортизации по основным     
средствам, использованным при монтаже  
оборудования;                          
Дебет 08/3 - Кредит 10 - отражено      
списание фактической себестоимости     
материалов, отпущенных на монтаж;      
Дебет 08/3 - Кредит 70 - отражено      
начисление заработной платы рабочим за 
монтаж;                                
Дебет 08/3 - Кредит 69 - отражено      
начисление ЕСН с заработной платы, а   
также взносов на страхование от        
несчастных случаев и профзаболеваний   

 

После того как объект будет смонтирован, оформляют акт о приеме-передаче объекта основных средств (по форме N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б) и в учете делают запись:

Дебет 01 - Кредит 08/3 - отражены постановка на учет смонтированного объекта основных средств по первоначальной стоимости и его ввод в эксплуатацию. 

Пример 2. Исходные данные. Фирма купила отечественное производственное оборудование, требующее монтажа, для производства продукции, облагаемой НДС.

Поставщик оборудования выставил счет в сумме 94 400 руб., в том числе НДС - 14 400 руб. Фирма-посредник за услуги по приобретению этого оборудования выставила счет в сумме 8260 руб., в том числе НДС - 1260 руб.

Оборудование передано в монтаж. Монтаж осуществляет специализированная подрядная организация, которая по окончании всех работ выставила счет в сумме 17 700 руб., в том числе НДС - 2700 руб.

Смонтированное оборудование введено в эксплуатацию. Счета поставщика, фирмы-посредника и подрядчика оплачены. 

Решение.

Дебет 07 - Кредит 60 - 80 000 руб. - отражена покупная стоимость оборудования к установке на сумму без НДС;

Дебет 19/1 - Кредит 60 - 14 400 руб. - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;

Дебет 07 - Кредит 60 - 7000 руб. - отражены расходы по услугам посредника на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 1260 руб. - отражена сумма "входного" НДС по услугам посредника.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ организация имеет право на вычет суммы НДС в полном объеме при принятии на учет оборудования к установке:

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19/1 - 14 400 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к вычету;

Дебет 60 - Кредит 51 - 94 400 - отражено перечисление денежных средств поставщику;

Дебет 60 - Кредит 51 - 8260 руб. - отражено перечисление денежных средств посреднику;

Дебет 08/3 - Кредит 07 - 87 000 руб. - отражена передача оборудования к установке в монтаж;

Дебет 08/3 - Кредит 60 - 15 000 руб. - отражена стоимость услуг подрядчика за монтаж на сумму без НДС;

Дебет 19 - Кредит 60 - 2700 руб. - отражена сумма "входного" НДС по услугам подрядчика;

Дебет 60 - Кредит 51 - 17 700 руб. - отражено перечисление денежных средств подрядчику;

Дебет 01 - Кредит 08/3 - 102 000 руб. (87 000 + 15 000) - отражены постановка на учет смонтированного объекта основных средств по первоначальной стоимости и его ввод в эксплуатацию.

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19 - 1260 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к вычету;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19 - 2700 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к вычету.

В этой ситуации первоначальная стоимость оборудования для целей налогового учета не будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета.

Таким образом, составление налоговых регистров формирования первоначальной стоимости основного средства нецелесообразно.
 

Hosted by uCoz