ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ    ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ     ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ       ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ          

   БИЗНЕС-ШКОЛА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРАВО
 
 

         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ              

 
Теория бухгалтерского учета Бухгалтерский финансовый учет БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету



ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Классификация имущества предприятия    

     Для осуществления  деятельности предприятия используют разнообразные хозяйственные и финансовые средства (имущество).

Имущество предприятия - это совокупность материальных (здания, сооружения, сырье и т.д.) и денежных ценностей, а также юридических отношений данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами  (например, лицензии или право аренды земли или недвижимости), т.е. все имущественные права, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности.

Имущество предприятия является его активами (от лат. activus – деятельный).

Кроме этого значения понятие Актив   - имеет еще  несколько значений в бухучете.

1) Левая часть баланса, которая  показывает состав, размещение и использование средств, сгруппированных по признаку их функциональной роли в х-ве; 
        
 2) Превышение доходов над расходами.

       По составу активы подразделяются на оборотные и внеоборотные.

Внеоборотные (долгосрочные) активы – активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства, капитальные и финансовые вложения, нематериальные активы.

 Основные средства - часть средств труда, с помощью которых человек воздействует в процессе производства на предмет труда с целью выработки определенного продукта (работ, услуг).

Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время в неизменной натуральной форме функционируют в процессе производства и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений.

     В бухгалтерском учете к основным средствам относят ту часть средств труда, которая используется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, например, здания и сооружения, машины и оборудование, инструменты, транспортные средства.

Капитальные вложения - затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, подготовительные (изыскательские, буровые и т. п.) работы.

Долгосрочные финансовые вложения – инвестиции, связанные с приобретением акций и других ценных бумаг, с вложениями в уставные капиталы других организаций с целью получения дохода.

Нематериальные активы – учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но позволяющие получать предприятию доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации. К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности): исключительное авторское право на программы для ЭВМ

Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою стоимость на готовый продукт частями.

Оборотные средства (активы) – вложения финансовых ресурсов в объекты, которые используются в рамках одного воспроизводственного цикла  либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило, не более одного года).

В составе оборотных  средств выделяют:

1. Товарно-материальные ценности (запасы):

     - предметы труда это часть имущества, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда. Предметы труда однократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. К ним относятся сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, запасные части, тара.

      - орудия труда

      - готовая продукция – отгруженная покупателям или на складе

      - товары – товары (тмц, приобретенные для перепродажи)  на складе, в пути, в торговом зале.

2. Денежные средства

       - денежные средства – финансовые ресурсы организации в банке, на расчетном и прочих счетах и наличные деньги в кассе;

       - ценные бумаги – акции, облигации, векселя, находящиеся в распоряжении организации. Эти бумаги свидетельствуют о вложении средств в деятельность других организаций, а также о выдаче займов.

       - средства в расчетах – задолженность юридических и физических лиц перед организацией , например, задолженность покупателей за отгруженные, но не оплаченные товары. При этом должники организации называются дебиторами, а их задолженность – дебиторской.         
 

Классификация средств организации по источникам образования 

Классификация средств организации по источникам образования основывается на определении степени их закрепления за данной организацией. Исходя из этого все хозяйственные средства делятся на собственные (закрепленные) и заемные (привлеченные).

     Собственные средства уставный капитал, фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.

Уставный капитал - стоимость имущества, которым владеет предприятие на момент его создания (вклады учредителей в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов и др.) для обеспечения его деятельности. Уставный капитал может изменяться.

Фонды – совокупность средств, формируемых из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Различают фонд накопления (часть чистой прибыли, предназначенная на техническое перевооружение организации, реконструкцию расширение и выпуск новой продукции) и  фонд потребления (используется для социального развития организации, а также материального поощрения работников).

Прибыль - сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до конца отчетного периода от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств и др. Однако не вся прибыль является источником образования имущества, так как часть ее уплачивается государству в виде налогов, а часть остается на предприятии для возобновления производства.

Резервы - собственные источники образования средств предприятия. Они создаются в ходе производственно-хозяйственной деятельности и используются по целевому назначению (резерв по сомнительным долгам, резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и т.д.).

Целевые финансирование и поступления - средства, поступившие от государства, других предприятий и физических лиц для осуществления целевых мероприятий.

К заемным (привлеченным) источникам образования средств относятся: займы, кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Кредиты и займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы.

Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка. Краткосрочные (срокам до одного года) кредиты банк выдает предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату заработной платы и т.д. Долгосрочные (сроком более одного года) кредиты используются предприятием на финансирование капитальных вложений в основные средства и технологии.

Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам за товары и услуги по выданным векселям, по авансам полученным и др.

Обязательства по распределению - это задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая в результате несовпадения во времени момента ее начисления и выплаты. К таким же источникам относятся долги органам социального страхования и обеспечения, бюджету по налогам.

Предмет, объекты и метод  бухгалтерского учета 

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность организаций.

Объектами бухгалтерского наблюдения являются:

1) хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализация) и хозяйственные операции. Хозяйственные операции представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств (привести примеры… перечисление ден. средств).

2) расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом)

3) кругооборот средств, включающий в себя четыре стадии: процесс заготовления материальных ценностей, процесс производства продукции, процесс реализации готовой продукции, процесс обращения, включающий в себя расчеты с бюджетом и другими организациями)

4) затраты труда и оплата труда

5) движимое и недвижимое имущество

6) источники формирования имущества (собственные и привлеченные).

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто статичное. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение вычислительной техники приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования оптаций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.

     Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Калькуляция – способ определения себестоимости единицы продукции на основе данных бухгалтерского учета.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Бухгалтерские счета  - способ экономической группировки с целью  текущего контроля  и учета объектов наблюдения, позволяющий получить начальное  и конечное состояние объекта учета в результате совершившихся операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала, обязательств, доходов и расходов. На счетах выявляется финансовый результат деятельности организации. 

Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образования. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы.

Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами "Дебет" (Д-т) и "Кредит" (К-т). Если по дебету счета отражают поступление средств, то по кредиту - их расходование.

Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется «сальдо». Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота - дебетовый оборот (Обд) и кредитовый (Обк)

     Приказом Министерства финансов  РФ от 31 октября 2000 г. N 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, согласно которому каждый счет имеет свой номер и название, например, 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета». 

 Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления на предприятие купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов.

Двойная запись – метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов, который регламентирует двойное влияние хозяйственных операций на финансовое положение организации.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.

Баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества организации в стоимостной оценке на определенную дату.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности.

Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:

достоверность - отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении;

целостность - она должна составляться по всем без исключения хозяйственным операциям, в том числе осуществляемым и ее филиалами, представительствами;

сопоставимость - соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;

последовательность - сравнение данных отчетного периода с предыдущими:

отчетный период - период, за который должна составляться отчетность;

оформление – отчетность должна быть на русском языке и в валюте Российской Федерации, подписана главным бухгалтером.
 

Оценка и калькуляция - основа стоимостного отражения затрат предприятия

Предметом бухгалтерского учета является кругооборот хозяйственных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В кругообороте имущества предприятия выделяются три взаимосвязанных процесса: снабжение, производство, реализация.

Два из них (снабжение и реализация) происходят в сфере обращения, и один - в сфере производства. На всех стадиях кругооборота хозяйственных средств бухгалтерский учет должен отражать затраты предприятия, т.е. осуществлять стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Стоимостное измерение осуществляется на основе двух элементов метода бухгалтерского учета: оценки и калькуляции.

Оценка - способ выражения хозяйственных явлений в денежном измерении. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление или приобретение учитываемых объектов.

К оценке, как к одному из элементов метода бухгалтерского учета, предъявляются два основных требования. Оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой.

Под реальностью оценки понимается объективное соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине.

Реальность и правильность оценки объектов учета - необходимое условие построения всей системы бухгалтерского учета.

Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета.

Под единством оценки понимается ее единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково на всех предприятиях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования.

Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Общим для них является оценка объектов по их фактической стоимости.

Фактическая стоимость имущества и затрат исчисляется с помощью элемента метода бухгалтерского учета — калькуляции.

Калькуляция - способ группировки затрат, их обобщения, исчисления себестоимости объектов учета.

Калькуляции группируют по ряду признаков. По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают плановые и отчетные калькуляции. Плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. В этих калькуляциях рассчитывается число материальных и трудовых затрат для производства, запланированного к выпуску количества продукции.

Плановые калькуляции составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период.

Калькуляции, составляемые после совершения хозяйственных процессов, называются фактическими, или отчетньми. Цель их - определение фактической себестоимости продукции, выполненных работ и услуг. При этом используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции, работ и услуг.

По объему затрат, включаемых в калькуляцию, различают калькуляции производственной себестоимости и полной себестоимости. В калькуляциях производственной себестоимости отражаются затраты, возникшие в сфере производства.

Калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с реализацией продукции.

Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества хозяйства и процессов на всех стадиях его кругооборота.

На первой стадии кругооборота (процесс снабжения) определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда и средств труда.

На второй стадии кругооборота (процесс производства) рассчитывается производственная себестоимость продукции, работ и услуг.

На третьей стадии кругооборота (процесс реализации) исчисляется полная фактическая себестоимость реализованной продукции, работ и услуг. 

В условиях рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг - важнейший показатель деятельности любого предприятия.

Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства. Основными задачами учета процесса производства являются:

-учет объема производства и ассортимента продукции;

-учет фактических затрат на производство продукции, работ и услуг;

-калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг,

-выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг,

Учет процесса производства предполагает:

-          раздельный учет затрат по видам производств;

-          деление всех затрат на прямые и косвенные.

Различают производство основное и вспомогательные. К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под.вспомогательными понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов, с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому затраты на производство учитываются на счетах "Основное производство" и "Вспомогательные производства".

В аналитическом учете затраты, собираемые на этих счетах, подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам.

В течение отчетного периода на счетах "Основное производство" и "Вспомогательные производства" собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ и услуг.

Косвенные расходы .связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах "Общепроизводственные расходы" и "Общехозяйственные расходы".
 

Принципы бухгалтерского учета 

Принцип — основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Основными принципами бухгалтерского учета, можно считать следующие:

Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; ее имущество строго обособлено от имущества ее совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учета представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе ее функционирования. Элементы учета, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учета как излишние. В бухгалтерском учете и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.

Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределенное использованием двойной записи на счетах, т. е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого бухгалтерского счета. 

Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с ее будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.

Принцип объективности (регистрации) состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Принцип осмотрительности (консерватизм) предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов, или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведет к тому, что финансовая отчетность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надежность.

Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий "принцип начисления".

Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчетности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчетных данных, позволяет по истечении определенных периодов времени исчислить финансовые результаты.


Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учетной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба ее интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.


Принцип денежного измерения, т.е. количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.


Принцип преемственности в бухгалтерском учете предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.

Принцип  полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Принцип рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принцип  последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
 

Понятие и сущность двойной записи на счетах

     Любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств применяется способ двойной записи, с помощью которого все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Двойная запись - способ одновременного отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанного счета в одной и той же сумме. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций.

Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе хозяйственных средств или их источников, или одновременно в составе средств и их источников в дебете одних и кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источниках их образования.

Двойная запись способствует контролю за движением хозяйственных средств и источниками их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены. 

     Таким образом, двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

     Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская запись (проводка).
 

Корреспонденция счетов и бухгалтерские записи 

     Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, в дебете одного и кредите другого счета, т.е. между счетами возникает взаимосвязь.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.

Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции, называется бухгалтерской записью (проводкой). Бухгалтерские записи (проводки) по количеству затрагиваемых ими счетов подразделяют на простые и сложные.

     Простыми принято называть такие  бухгалтерские записи  (проводки), в которых корреспондируют только два счета - один по дебету, а другой по кредиту.

     Сложные проводки характеризуются корреспонденцией одного счета по дебету с несколькими счетами по кредиту или наоборот, то есть один счет по кредиту корреспондирует с несколькими счетами по дебету.

При составлении сложных записей (проводок) следует иметь в виду, что правильной является только такая проводка, в которой корреспонденция счетов выражена ясно. Поэтому нельзя составлять такие бухгалтерские записи, где одновременно затрагивается несколько дебетуемых и кредитуемых счетов.

     Бухгалтерские записи (проводки) осуществляются только на основании документов, в которых зафиксирована хозяйственная операция, и отражаются в особых учетных регистрах (журналах-ордерах. Главной книге, карточках и т.д.).  По мере совершения хозяйственных операций бухгалтерские записи регистрируют в последовательности совершения экономически разнородных операций. Отражение хозяйственных операций в последовательности их совершения носит название хронологической записи.

Для определения показателей хозяйственной деятельности все хозяйственные операции группируют по экономически однородным признакам. Записи хозяйственных операций по определенной системе называются систематическими.

Хронологические и систематические записи могут осуществляться раздельно и вместе. В первом случае записи о хозяйственных операциях производят вначале в регистрационном журнале в хронологической последовательности их осуществления, а затем в систематическом порядке на счетах бухгалтерского учета. Во втором случае записи производятся одновременно в одном комбинированном учетном регистре. При этом сокращаются и упрощаются учетные записи, особенно при использовании средств современной вычислительной техники.

 

Hosted by uCoz